Директор-Инфо №25'2002
Директор-Инфо №25'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Межконтинентальный диалог на языке бизнеса

«D»: Г-н Сомерс, расскажите, пожалуйста, об основных функциях Американской Торговой Палаты в России.

Эндрю Сомерс: Если кратко охарактеризовать миссию Американской Торговой Палаты в России, то она состоит в обеспечении развития деловых связей между Россией и мировым сообществом. Мы находим конструктивные взаимовыгодные решения по различным торговым и инвестиционным проблемам, которые возникают у компаний–членов Палаты. Американская Торговая Палата работает в тесном взаимодействии с правительствами РФ и США, представляя интересы американо-российского делового сообщества. В задачи Американской Торговой Палаты входит также формирование благоприятных условий для долгосрочных иностранных инвестиций в Россию. Американская Торговая Палата включает в себя 17 Комитетов, сформированных из числа входящих в нее российских и американских компаний по отраслевому и проблемно-тематическому признакам. В рамках комитетов АТП проводит ежемесячные заседания, на которых обсуждаются актуальные проблемы ведения бизнеса по отдельным секторам экономики. Представители Комитетов часто встречаются с депутатами российской Государственной Думы, Минфина РФ, Министерства Экономического развития для более тщательной проработки вопросов, которые беспокоят компании–члены Палаты.

Еще одно направление деятельности Палаты — обеспечение американских бизнесменов информацией о деловой практике в России, консультирование и помощь тем предпринимателям, которые рассматривают Россию как место ведения бизнеса. В рамках так называемого «американского диалога» АТП активно взаимодействует с российскими деловыми кругами, например РСПП.

Информационная поддержка, оказываемая Палатой своим членам, включает деловой журнал, ежегодный отчет со сведениями о компаниях-членах, обзорами различных отраслей экономики, аналитическими материалами, посвященными изменениям в законодательстве. Отмечу, что Палата предоставляет компаниям-членам эксклюзивную рекламную и спонсорскую поддержку.

«D»: Каким образом российская компания может стать членом Американской Торговой Палаты? Что для этого необходимо?

Э. С.: Что касается структуры членов Палаты, то порядка 65% членов Палаты – американские компании. Остальные 35% составляют компании из России, Европы и Японии. В Палату входят такие известные российские компании, как ТНК, ЮКОС, Сибирский Алюминий и т.п., несколько российских IT-компании. Можно сказать, что Американская Торговая Палата объединяет как компании, лидирующие на рынке, так и средний бизнес.

Основным критерием отбора является финансовая стабильность претендента: российская компания обязательно должна наиболее полно раскрыть информацию о своем финансовом состоянии, предоставить сведения о руководстве и текущей деятельности, т.е. стать максимально «прозрачной» для нас. В Палате установлено пять уровней членства, в зависимости от которых определяется ежегодная членская плата. Самый верхний уровень — для компаний с годовым доходом не менее 1 млрд. долл. Естественно, ежегодная плата на этом уровне членства самая высокая.

«D»: Каким образом Американская Торговая Палата оказывает содействие в привлечении инвестиций в Россию?

Э. С.: Палата регулярно проводит круглые столы, посвященные особенностям развития различных секторов бизнеса, на которых принимают активное участие как американские, так и российские компании. Наиболее часто проводятся круглые столы по IT-бизнесу и вопросам аэрокосмической отрасли. Мы также организуем аналогичные мероприятия, посвященные проблемам российского малого бизнеса. В настоящее время Палата также рассматривает вопрос о возможности проведения конференции в Москве или Нью-Йорке, посвященной инвестиционному климату в России, с целью привлечения внимания американских инвесторов к огромному потенциалу данного региона. Кроме этого, в ближайших планах Палаты круглый стол по проблемам энергетики, который должен быть проведен в октябре этого года в Хьюстоне. В рамках этого мероприятия будет рассмотрен достаточно широкий спектр вопросов инвестирования средств в этот сектор российской экономики (электричество, нефть, газ).

К нам часто обращаются американские инвесторы, которые проявляют заинтересованность во вложении средств в российскую экономику, однако хотели бы узнать больше об особенностях ведения бизнеса в России. Здесь наметился ряд позитивных тенденций. Еще год назад американские компании говорили о России как о другой планете. Многие из них придерживались той точки зрения, что хотя инвестиции в России и сулят большие прибыли, но сопряжены со значительными рисками. Они интересовались, следует ли им вкладывать свои средства в России или нет, и если да, то каким образом. В настоящий момент ситуация изменилась: бизнесменов уже интересуют вопросы, связанные с тем, в какие именно сектора экономики следует инвестировать средства? В какой организационно-правовой форме наиболее эффективно создавать компании?

На мой взгляд, это может служить положительным сигналом к тому, что в последующие год-два мы станем свидетелями значительного увеличения американских инвестиций в Россию.

«D»: А может ли в Вашу организацию обратиться российская компания, не являющаяся членом Американской Торговой Палаты, и попросить оказать содействие в привлечении иностранных инвестиций?

Э. С.: В подобных случаях мы, разумеется, предоставляем информацию общего плана, а именно аналитические публикации, издаваемые Палатой, материалы проводимых ею конференций и круглых столов, контактную информацию и др. Однако в данном контексте вряд ли может идти речь о последовательной поддержке со стороны Палаты. Это связано с тем, что мы в первую очередь ориентированы на оказание помощи нашим членам и распределяем свои ресурсы таким образом, чтобы наши члены чувствовали максимальную отдачу от сотрудничества с нами.

Хотелось бы подчеркнуть также, что АТП не ставит перед собой задачу по оказанию помощи компаниям в привлечении инвестиций. Тем не менее АТП способствует установлению деловых контактов между представителями российско-американского делового сообщества. Данные контакты нередко выливаются в плодотворное сотрудничество и, в том числе, совместные инвестиционные проекты. Кроме того, нашей основной задачей является формирование благоприятного инвестиционного климата в России и обеспечение защиты деловых интересов своих членов.

«D»: Есть ли какие-то направления российского бизнеса, которые на данном этапе привлекают наибольшее внимание Американской Торговой Палаты и американских деловых кругов в целом?

Э. С.: Да, разумеется. Это в первую очередь автомобильная промышленность. Стоит упомянуть инвестиции General Motors в автомобильный завод в Тольятти, вложение компанией Ford 150млн. долл. в автомобильный завод, который откроется недалеко от Санкт-Петербурга в июле. Словом, это очень привлекательная для нас отрасль российской экономики. Затем аэрокосмическая промышленность. Ни для кого не секрет, что российские разработки в этой области уникальны и обладают огромным технологическим потенциалом. Следует упомянуть также потребительские товары, ведь российский рынок огромен, американские компании находят все больше и больше возможностей для производства в местных условиях продукции. Что касается IT-бизнеса, то многие американские инвесторы до сих пор не понимают, что Россия по научно-техническому потенциалу равна или превосходит Индию, Китай. И здесь Американская Торговая Палата способствует продвижению данного направления в бизнесе. Вопросы взаимодействия иностранных инвесторов с российскими бизнесменами выносится на обсуждение в рамках конференций и круглых столов, проводимых Палатой.

«D»: А интересна ли российская финансовая сфера для американских партнеров и инвесторов?

Э.С.: Разумется, опыт сотрудничества с российской стороной в этом вопросе есть. Один из крупнейших американских банков — CitiBank— весьма активно действует в России, проводит retail-программы (обслуживание физических лиц). Однако пока финансовая сфера и сектор финансовых услуг в России развиты недостаточно. Например, сбережения населения на 2/3 контролируются Сбербанком. В итоге получается, что российский бизнес функционирует в условиях отсутствия классической банковской системы.

«D»: И в заключение: что бы Вы хотели пожелать руководителям российских компаний–читателям «Директор-инфо»?

Э. С.: Главное, в чем хотелось бы заверить российских директоров: американские компании–члены Американской Торговой Палаты заинтересованы в сотрудничестве и налаживании партнерских отношений с российскими компаниями, в создании нормальной деловой среды в России. Одним из эффективных путей достижения этой цели является расширение сотрудничества Палаты с объединениями российских бизнесменов, и в первую очередь с РСПП. Ведь только конструктивный диалог способен принести реальные дивиденды обеим сторонам.

С Президентом Американской Торговой Палаты в России г-ном Эндрю Б. Сомерсом беседовал Антон Соколов

Американская Торговая Палата: 103006 Москва, ул. Долгоруковская, 7/9, эт.14

Тел.: (095) 961–2141, факс: (095) 961–2142

E-mail: amchamru@amcham.ru