Директор-Инфо №22'2002
Директор-Инфо №22'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Оптимизация налогов и расходы на рекламу

Евгения Степанова

Изменения налогового законодательства

В 2002 г. для целей налогообложения все рекламные расходы делятся на два вида:

  • учитываемые в полном объеме;
  • учитываемые в пределах 1% от выручки.

Без ограничений принимаются к вычету расходы на:

  • рекламные мероприятия в средствах массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и на телекоммуникационные сети (например, в сети Интернет);
  • наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Этот перечень является закрытым. Все прочие, не входящие в него рекламные расходы, в том числе и на приобретение (изготовление) призов победителям розыгрышей, для целей налогообложения нормируются. Их можно учитывать только в пределах 1% от выручки, облагаемой налогом на прибыль.

Секреты и хитрости оптимизации

Согласно п.1 ст.252 НК РФ, налогоплательщики могут уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных расходов. При этом они должны быть:

  • обоснованы (экономически оправданны);
  • подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством;
  • произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Каждое из условий имеет свои сложности и особенности толкования, которые начинаются с законодательных формулировок.

Экономическая оправданность расходов

Налоговый кодекс под «обоснованными расходами» понимает экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз.3 п.1 ст.252 НК РФ). С «экономической оправданностью» дело похуже. Это понятие законодателем даже примерно не установлено и носит полностью оценочный характер (что, вероятно, станет причиной многочисленных споров с налоговыми органами, в том числе в ходе судебных разбирательств).

Для того чтобы налогоплательщик мог воспользоваться термином «экономическая оправданность», законодателю следовало хотя бы приблизительно регламентировать порядок признания расходов, а не пользоваться оценочными категориями. Вероятно, определенность в толковании данного понятия появится только после накопления и обобщения судебной практики по соответствующим налоговым спорам.

Следовательно, при оптимизации рекламных расходов компании необходимо отслеживать судебную практику и возможное появление постановлений Пленума ВАС по данному вопросу.

Не вносит ясности и определение МНС России, которое предлагает под экономически оправданными затратами понимать расходы, удовлетворяющие принципу рациональности получения доходов и обычаям делового оборота.

Термин «обычай делового оборота» обозначает не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.

Что означает термин «рациональность» по отношению к налоговому учету, неизвестно. В бухгалтерском деле требование рациональности относится к способу ведения бухгалтерского учета в соответствии с величиной организации и условиями хозяйственной деятельности.

Не следует забывать, что один из основных признаков предпринимательской деятельности — ее рисковый характер (ст.2 ГК РФ), т.е. деятельность может принести как прибыль, так и убыток. Поэтому если организация потратила средства на рекламу и никакой выгоды не извлекла, это не означает, что данные расходы являются экономически неоправданными. Компания может доказывать экономическую оправданность расходов тем, что их понесение предполагало благоприятный экономический результат.

Исходя из вышеизложенного видно, какие проблемы ожидают налогоплательщиков из-за недостаточно четкой формулировки закона. Тем организациям, которые не хотят спорить с налоговыми органами, придется внимательно отнестись к точности формулировок и подготовить доказательства.

Документальная подтвержденность расходов

Под документально подтвержденными расходами, с точки зрения МНС РФ, понимаются те, которые подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.4 п.1 ст.252 НК РФ). Эта формулировка сразу указывает на две возможные проблемы при списании рекламных затрат на себестоимость.

Во-первых, нельзя признать расходами затраты, не подтвержденные документально. Однако на практике часто бывает, что документы на расходы текущего отчетного периода поступают в организацию только в следующем. В текущем отчетном периоде при расчете налога на прибыль эти расходы не учитываются. В следующем отчетном периоде, когда документы на фирму уже поступили, производится перерасчет налоговых обязательств (п.1 ст.54 НК РФ).

Во-вторых, документы, подтверждающие произведенные затраты, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Сложность состоит в том, что Налоговый кодекс не определяет, в соответствии с какими конкретно законодательными нормами они должны быть оформлены. Такое положение наверняка приведет к конфликтным ситуациям, например, в случае, когда документы, подтверждающие расходы, есть, но их оформление расходится с тем, какое представляют себе налоговики.

Налоговые органы иногда считают необоснованно списанными на себестоимость даже правильно оформленные компанией расходы. Например, если контрагент нарушил законодательство: не прошел государственную регистрацию, не отразил хозяйственную операцию в своем учете. Суды, как правило, такую позицию не поддерживают.

Пример. В ходе налоговой проверки компания, обосновывая произведенные расходы, предъявила надлежаще оформленные документы. Однако налоговая инспекция решила, что представленные бумаги не могут подтвердить расходы, поскольку организация, у которой были приобретены товары, не зарегистрирована в установленном порядке (т.е. не существует), а следовательно, сделка незаконна. Суд указал, что законность сделок, совершенных налогоплательщиком с третьими лицами, в данном случае не имеет значения, поскольку инспекция должна доказать незаконность самих документов, представленных налогоплательщиком. В связи с тем, что документы оформлены надлежащим образом, расходы следует считать подтвержденными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.11.2001 г. по делу №А/58-1157/01-Ф02-2729/01-С1).

Осуществление расходов в процессе деятельности, направленной на получение дохода

Налоговое законодательство признает в качестве расходов любые затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз.4 п.1 ст.252 НК РФ). Это означает, что предприниматель вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму любых расходов, поскольку все они могут быть направлены на получение дохода. А принцип рациональности никак не определен ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. А обычай делового оборота может быть любым, и закон не требует закреплять его документально (ст.5 ГК РФ).

Сумму расходов на рекламу следует подтвердить документарно (счета-фактуры, акты сдачи-приемки работ или услуг, эфирные справки и т.д.). Взаимоотношения вашей компании с рекламным агентством должны быть удостоверены следующими документами:

  • договор на оказание рекламных услуг;
  • протокол согласования цен на рекламные услуги;
  • документация, предоставляющая право размещать средства наружной рекламы и информации, оформленная в установленном порядке (свидетельство о праве размещения наружной рекламы, паспорт рекламного места, утвержденный дизайн-проект);
  • акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный рекламораспространителем и рекламодателем;
  • счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг, оформленные в соответствии с требованиями Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914);
  • документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера);
  • материальное подтверждение факта совершения сделки.

Поясним последний пункт. На случай налоговых споров рекомендуется иметь экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными объявлениями, аудио- или видеокассеты с записью роликов, эфирные справки с указанием дат, времени и продолжительности рекламных сообщений по радио и телевидению и другие свидетельства фактического размещения рекламы. Ведь в соответствии со ст.21 Закона о рекламе, рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них в течение года со дня последнего распространения рекламы изменения.

Компании, размещающей рекламу, следует обратить особое внимание на то, что основным учетным документом является акт, подтверждающий факт оказания рекламных услуг, содержащий основные реквизиты:

  • наименование документа (формы);
  • код формы, дату составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание, единицы измерения хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Налог на рекламу

Предприятия, рекламирующие свою продукцию, являются плательщиками налога на рекламу. Этим налогом облагаются как нормативные, так и сверхнормативные расходы на рекламу, которые оплачены и списаны в отчетном периоде на коммерческие расходы. Ставка составляет 5% от суммы рекламных расходов. Источник оплаты налога — финансовые результаты деятельности предприятия. Если организация является плательщиком налога на вмененный доход или переведена на упрощенную систему налогообложения, то налог на рекламу не уплачивается.

Обратим внимание руководителей московских компаний, что налогом на рекламу не облагаются:

  • размещение информационных вывесок при входе в помещение или в витринах с наименованием организации в соответствии с учредительными документами, сведениями о часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации, иной подобной информацией;
  • распространение объявлений или извещений об изменении местонахождения организации, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов и т.д.;
  • размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ и т.п.

Следует полагать, что требования представительных органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным налоговым законодательством.

Однако законы1, принятые на местах до вступления в силу НК РФ, устанавливают два варианта уплаты этого налога.

Во-первых, рекламодатели могут самостоятельно уплачивать налог по месту своей регистрации.

Во-вторых, на многих территориях практикуется централизованная уплата рекламораспространителями налога на рекламу, т.е. заказчик не позднее дня размещения рекламы на рекламных носителях должен перечислить сумму налога на счет, например, рекламного агентства вместе со стоимостью выхода услуг. Сумма налога должна быть выделена отдельной строкой. Потом агентство перечисляет налог в доход местного бюджета. При этом законодательство не оговаривает, что такой порядок распространяется только на лиц, находящихся на налоговом учете на данной территории. А налоговые инспекции на местах полагают, что распространители рекламы являются налоговыми агентами и действуют законно.

Применение «централизованного порядка» уплаты налога на рекламу ведет к двойному налогообложению одних и тех же расходов.

Пример. Московская организация имеет филиал в Кирове и рекламирует там на наружных щитах свою продукцию. Налог на рекламу она обязана уплатить в Москве, поскольку является рекламодателем и, согласно Закону г. Москвы от 21.11.2001 г. №59 «О налоге на рекламу», признается плательщиком этого налога в столице. В то же время рекламное агентство в г. Кирове также удержало с организации налог при изготовлении рекламы.

Такое положение противоречит принципу однократности взимания налога, заложенному в Конституции РФ, следовательно, такой порядок неконституционен. Однако в настоящее время не существует акта о несоответствии статьи 21 Закона №2118-1 статье 57 Конституции РФ. Нормативные акты местных органов власти не опротестованы, поэтому им придется подчиняться.

Еще одно нововведение

В законе появились новые термины — «социальная реклама» и «спонсорство». Под социальной рекламой законодатели понимают рекламу, представляющую общественные и государственные интересы и направленную на достижение благотворительных целей. В ней не должны упоминаться коммерческие организации и предприниматели, а также марки товаров. По закону социальная реклама не облагается налогом. Что касается спонсорства, то законодатели признали подобный вклад платой за рекламу, а самих спонсоров — рекламодателями.

Если обратиться к арбитражной практике, то можно узнать о многочисленных спорах между налоговиками и налогоплательщиками по вопросу отнесения спонсорских расходов к рекламным.

Пример. ФАС Московского округа вынес постановление по делу №КА-А40/3124-01, которым признал, что спонсорство в виде вклада в деятельность другого лица является рекламой.

Так что, по сути, закон отразил точку зрения, сложившуюся в арбитражной практике по ранее действовавшему законодательству.

Все другие вышеупомянутые рекламные расходы организации облагаются налогом на рекламу исходя из фактически понесенных затрат. Поэтому при принятии решения о расходовании средств на рекламные цели для уменьшения налога на прибыль нужно учитывать, что с подобных расходов компании придется платить налог на рекламу. Это и есть обратная сторона оптимизации налоговых обязательств компании с помощью расходов на рекламу.

Лицензии и разрешения

Закон о рекламе дает следующие определения:

Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени либо иными способами.

Организациям не запрещено разрабатывать и изготавливать рекламу собственными силами (хозспособом), т.е. быть рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем в одном лице.

Если вы рекламируете товары, подлежащие обязательной сертификации, то реклама должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации» (п.4 ст.5).

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель — требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии (п.2 ст.22).

Не допускается реклама товаров и самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но оно не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 ст.5).

Если вы устанавливаете наружную рекламу, необходимо согласие:

  • соответствующего органа управления автомобильных дорог;
  • органа милиции, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения — в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог — за пределами городских и сельских поселений, а также на территориях городских и сельских поселений;
  • соответствующего органа управления железными дорогами — в полосе отвода железных дорог.

За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы взимается плата в порядке и в размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с перечисленными органами. При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения, контролю над состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.

Рекламные расходы

От того, насколько правильно классифицированы рекламные расходы, во многом зависят уменьшение налоговой базы по прибыли и исчисление налога на рекламу.

Пример. Организация оплатила рекламу своей продукции в местной газете, заключила договор на участие в выставке, изготовила календари и буклеты с логотипом фирмы, каталоги производимой продукции, а также сувениры с собственной символикой, которые были розданы посетителям выставки, установила на одной из магистралей города рекламный щит, сделанный своими силами, заключила с рекламным агентством договор на аренду рекламного места. Из перечисленных расходов только расходы на изготовление сувениров принимаются для целей налогообложения в пределах норматива.

Сравнение с перечнем позволяет сделать вывод, что к нормируемым рекламным расходам можно отнести затраты на разработку, издание и распространение (в частности при реализации своей продукции) плакатов, афиш, рекламных писем, открыток, эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов при непосредственном вручении клиенту или отправке по почте.

Можно предположить, что и другие виды рекламных услуг, соответствующих определению рекламы в Законе о рекламе, будут отнесены в целях налогообложения к прочим видам рекламы.

Например, если физическое лицо по договору с организацией бесплатно по телефону предоставляет физическим лицам или оптовым фирмам информацию о предприятии и его продукции, это следует рассматривать как распространение рекламы. В то же время визитные карточки не будут являться рекламой, потому что они не содержат сведений о товарах и услугах, предлагаемых фирмой, и предназначены для ограниченного круга лиц, в то время как реклама публична.

Рекламные мероприятия в сети Интернет, как и расходы по оплате услуг с использованием Интернета, учитываются в полном объеме при налогообложении.

Если сами рекламные расходы считаются для целей налогообложения налогом на прибыль по нормативам и не уменьшают базу по налогу на прибыль, то и НДС принимается к налоговому вычету в пределах этого норматива. Остаток вы не сможете предъявить к возмещению, и это будет вашим убытком.

Людмила Фомичева, ООО «БЭЛ Девелопмент»

 


1  Было предусмотрено Примерными положениями (рекомендациями) по отдельным видам местных налогов и сборов, утвержденными в 1992 г. Возврат