Директор-Инфо №16'2002
Директор-Инфо №16'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Банки и компании: принципы сотрудничества

Андрей Лусников

Будем надеяться, что эти слова не станут пустым звуком: предпосылки можно увидеть и в начатой реформе банковского законодательства, и в смене как главы ЦБ РФ, так и значительной части его топ-менеджеров. Каковы перспективы сотрудничества банков и компаний и какие новые точки взаимодействия они могут найти в свете грядущей реформы?

Зачем экономике банки

Экономике страны банковская система нужна для того, чтобы обеспечивать расчеты между экономическими субъектами и направлять временно свободные деньги (сбережения) туда, где от их использования можно получить отдачу, т.е. осуществлять инвестиции. Российские банки справляются с этими двумя задачами лишь отчасти. С одной стороны, расчетная и сберегательная система существует. Всюду, за исключением разве что труднодоступных районов, можно найти банки, готовые открыть расчетный счет, предоставить стандартный набор услуг, принять деньги на депозит. С другой стороны, есть вопросы, с которыми банки не в состоянии справиться, да и осторожные предприниматели далеко не всегда решают свои проблемы с помощью банков. Так, например, мало кто из россиян отваживается разместить в банке депозит на длительный срок главным образом по причине невысокой надежности российских банков: несмотря на стабильность нынешней экономической ситуации и внушительные капиталы крупнейших банков, всем памятны и кризис 1998 г., и предшествующие ему 1994 и 1995 гг., когда гибли банки, настойчиво рекомендовавшие себя как самые надежные.

Кроме того, банки минует значительный объем расчетов, связаных с так называемым «серым» сектором экономики, к которому относится оборот средств (некриминального характера) не проходящих через отчетность компаний и потому укрытых от налогообложения. Здесь по-прежнему господствует наличная форма расчетов, которая связана с существенно большими неудобствами, тем не менее активно используемая предпринимателями, не желающими платить «лишние» налоги. Ситуация в этой сфере постепенно улучшается, в том числе и за счет либерализации налогообложения, но темп улучшений пока невелик.

В свою очередь банки не слишком решительно наращивают объемы кредитования частного сектора. За последний год они в совокупности выросли на 56%, и их рост замедлился. Пока еще ставки, по которым предоставляются кредиты, высоки: в последний год они стабилизировались на уровне 17–18%.

Впрочем, в начале нынешнего года наметились признаки, свидетельствующие об улучшении ситуации: средняя ставка по кредитам предприятиям и организациям, рассчитанная ЦБ РФ за февраль 2002 г., снизилась на 2% — до 15,9% годовых. Разумеется, еще недостаточно данных для того, чтобы говорить о тенденции к снижению кредитных ставок. Тем не менее уменьшение ставки рефинансирования, осуществленное Банком России в апреле (с 25% до 23% годовых), может укрепить эту тенденцию и тем самым способствовать дальнейшему расширению базы кредитования.

С другой стороны, снижая ставки по предоставляемым кредитам, банк получает меньший доход от кредитной операции. В результате он вынужден сокращать издержки по привлечению средств, в частности, снижать ставки по депозитам, уменьшая тем самым количество желающих разместить в них средства. Последнее, впрочем, верно лишь для банков, значительную часть пассивов которых составляют срочные депозиты (фактически — только Сбербанк РФ). Однако и для остальных банков снижение ставок несет угрозу снижения рентабельности.

Здоровье банка и рынок ликвидности

При грамотном управлении рисками проблема снижения ставок не оказывается неразрешимой задачей. Банки могут предоставлять клиентам деньги и под меньший процент, чем ныне существующий, — важно, чтобы эти кредиты были сбалансированы соответствующими пассивами банка. Ведь значительная часть средств находится в распоряжении банков, по существу, безвозмездно — на расчетных, текущих счетах. Несмотря на то, что каждый из этих счетов теоретически может быть в любой момент закрыт, величина остатков по всем расчетным счетам в банке изменяется слабо. А изменения объема привлеченных средств в значительной степени зависят от экономической конъюнктуры, а также от регулярных (а потому поддающихся прогнозированию) событий, например, моментов, связанных с налоговыми выплатами.

Текущая устойчивость банка, его способность в срок или по запросу предоставить клиенту необходимые средства связаны с тем, насколько успешно он управляет текущей ликвидностью. Как правило, банк предпочитает обеспечивать ликвидность финансовыми инструментами, которые активно обращаются на рынке: в случае необходимости их можно быстро реализовать без потери стоимости, получив необходимые деньги. До кризиса 1998 г. таким инструментом были гособлигации — ГКО и ОФЗ. В настоящее время интерес к операциям на этом рынке растет, хотя данному сектору еще далеко до того, чтобы вновь служить эффективным подспорьем в управлении банковской ликвидностью.

Не менее важным инструментом поддержки ликвидности является межбанковское кредитование (МБК). Привлекая средства через МБК, банк может увеличить объем ликвидных средств и обеспечить ими клиентов. Ставки на рынке краткосрочных МБК варьируются в широких пределах, их уровень является важным индикатором краткосрочной конъюнктуры рынка. Не зря экономисты начинают беспокоиться, если ставки по МБК в течение длительного времени оказываются высокими. Такая ситуация снижает уровень ликвидности банков и может вызвать трудности в проведении расчетов. А если банк проявляет «легкомыслие» и наращивает объем привлеченных кредитов, то в определенный момент он может оказаться не в состоянии расплатиться по значительной их части. Именно это обстоятельство в 1995 г. стало важной причиной кризиса межбанковского рынка, банкротства ряда очень заметных на тот момент банков. Но нет худа без добра: кризис заставил банки по-новому взглянуть на управление рисками. Впоследствии практически все серьезные кредитные организации стали уделять этому вопросу первоочередное внимание.

В настоящее время рынок еще недостаточно развит для того, чтобы обеспечить банкам необходимый запас ликвидности, поэтому банки вынуждены широко пользоваться для этих целей валютным рынком, по существу применяя краткосрочные валютные вложения как инструмент, заменяющий облигации. В новой команде высших менеджеров ЦБ РФ есть специалисты, стоявшие у истоков рынка банковской ликвидности образца 1995–1998 гг. Вероятно они предпримут определенные действия в этом направлении.

Банки — ресурсы количественного роста

Ликвидность — лишь одно из условий роста банковской системы. Необходима также востребованность значительного объема долгосрочных финансовых услуг со стороны клиентов. К числу этих услуг относятся и кредитование под залог, и различные схемы финансирования, позволяющие компаниям расширять экономическую деятельность — банковские гарантии, лизинг, факторинг и т.д. Для банка эти схемы являются активными операциями, т.е. средством зарабатывания денег. Для клиента — способом, с помощью которого он может получить необходимые ему ресурсы, чаще всего — оборотные средства.

Следует упомянуть и об услугах, связанных с привлечением компаниями долгосрочных средств. Как правило, речь идет о финансировании рискованных проектов — «венчуров», а также о выпуске компанией ценных бумаг — акций или облигаций. Российские банки (да и банки во всем мире) не относят данную форму деятельности к кредитно-депозитной: получить долгосрочный кредит практически невозможно, и дело тут не столько в краткосрочности пассивов российских банков, сколько в том, что риски проектов финансирования совсем другие.

В то же время многие банки, концентрируя профессиональные команды финансистов и экспертов, предоставляют клиентам услуги инвестиционного консультанта, оказывают содействие при акционировании фирм и осуществляют выпуск ценных бумаг компаний.

Перспективы и риски банковской системы в ходе реформы

Грядущие изменения в банковской сфере неизбежно порождают сомнения такого рода: стоит ли начинать или продолжать сотрудничество с тем или иным банком, можно ли чувствовать себя спокойным, оставляя деньги в банке на длительный срок? Основания для таких вопросов вполне понятны: несмотря на то, что в целом экономическая ситуация остается стабильной, процент банкротств не снижается до нуля. А что будет, если вдруг экономическая конъюнктура сделается более жесткой?

Универсальных рецептов, разумеется, не существует. Однако разумно выбирать банк, входящий в лидирующую группу по различным рейтингам-спискам (капитал, активы и др.) и получивший оценку со стороны нескольких независимых рейтинговых или консалтинговых агентств. Если это невозможно, то предпочтение надо отдать банку, о деятельности которого вам более всего известно, со специалистами которого вы уже работали. Рекомендуется тщательно следить за состоянием банка и иметь «в запасе» варианты действий на тот случай, если его платежеспособность вдруг нарушится.

Тенденции развития банковской сферы, да и российского бизнеса в целом таковы, что приоритетные возможности получают в первую очередь крупные банки, имеющие значительный капитал (программы поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатываемые правительством, к банкам уж точно никакого отношения не имеют, разве что к их клиентам). И дело не только в нормативах минимального собственного капитала: большому банку легче диверсифицировать риски, выдавать крупные кредиты, выделять больше средств для маркетинга. Мелким банкам остается обслуживать узкие сектора рынка, причем в случае эффективной работы скорее может произойти присоединение такого банка к крупному банковскому холдингу, чем его превращение в универсальный банк. Время, когда крупные бизнес-структуры могли вырасти «на голой идее», видимо, уже закончилось. В нынешней ситуации крупные банки становятся «финансовым сердцем» большого российского бизнеса.

Банк управляет ликвидностью компании

Ликвидность компании — это способность своевременно платить по обязательствам. Именно последствия неликвидности ведут к тому, что фирма прекращает свое существование. Каким образом банк может помочь компании в управлении ее ликвидностью?

Управление ликвидностью включает следующие аспекты:

  • управление и контроль над потоком денежных средств (cash flow), главная задача которых — обеспечить поступления средств в кассу и на расчетный счет в объемах и в сроки, соответствующие объемам и срокам обязательств;
  • привлечение ресурсов (кредиты, выпуск долговых обязательств) и размещение ресурсов в депозиты, в ценные бумаги сроком до одного года;
  • обеспечение возможности получения кредитов (представляет собой ряд организационных и финансовых мероприятий, позволяющих добиться получения в банках кредитов в форме овердрафта, открытия кредитных линий, возможности размещения на рынке собственных долговых обязательств);
  • контроль над риском изменения процентных ставок — такое управление структурой активов и пассивов по срокам и форме размещения и привлечения («плавающая» либо фиксированная процентная ставка), при котором в случае неблагоприятных изменений процентных ставок на финансовом рынке удается избежать убытков.

Помощь в решении каждой из этих проблем может оказать ваш банк. Каким именно образом? Это решается в индивидуальном порядке с помощью определенного набора финансовых услуг и инструментов.

Расчетно-кассовое обслуживание. При расчете потока денежных средств важно до малейших деталей изучить особенности всех расчетных операций. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  • как быстро осуществляется перевод денег из банка внутри страны за рубеж;
  • как быстро происходит зачисление поступивших наличных и безналичных средств на расчетный счет;
  • сколько времени требуется для выдачи необходимых сумм наличными;
  • как быстро происходит конверсия рублевых средств в иностранную валюту для проведения платежа за границу;
  • оказываются ли инкассаторские услуги и каково их качество?

Депозиты. Для планирования потока денежных средств компания должна учитывать следующие характеристики депозитов: срок депозита, порядок и периодичность выплаты процентов, уровень предлагаемой процентной ставки, возможность досрочного возврата, штрафные санкции за досрочный возврат депозита. При точном учете и прогнозе динамики расчетов с заказчиками, поставщиками и бюджетом использование депозитов поможет повысить доходность компании и создать дополнительный запас прочности в виде процентных доходов.

Основные особенности банковских долговых обязательств (депозитных сертификатов, векселей), которые необходимо учитывать в целях управления ликвидностью, в принципе те же, что и особенности депозитов. Чем устойчивее финансовое положение банка-эмитента, тем ликвиднее его долговые обязательства. Возможные потери дохода при переуступке определяются уровнем процентных ставок на финансовых рынках.

Правильное формирование собственного портфеля ценных бумаг позволяет компании добиться хорошего уровня доходности при высокой ликвидности. При этом важно, чтобы банк участвовал в разработке и проведении стратегии управления портфелем, оказывал консультационную и аналитическую поддержку.

К числу важнейших инструментов управления ликвидностью относятся такие банковские продукты, как кредиты в форме овердрафта. Овердрафт — возможность расходования средств сверх имеющихся на расчетном, текущем счете. При работе с кредитом в подобной форме нужно учитывать следующее: точный расчет потребности в заемных средствах позволит избежать как дополнительных расходов в виде комиссий (если договор заключен на большую, чем фактически требуется, сумму), так и проблем с ликвидностью и штрафными санкциями со стороны банка (если потребуется сумма, превышающая означенную в договоре, банку придется затратить больше времени для принятия решения о выделении дополнительных ресурсов, кроме того, возможны штрафные санкции за превышение первоначально установленного лимита кредитования). Одной из типичных оговорок в соглашении о предоставлении кредита в виде овердрафта является обязательство заемщика погасить задолженность по первому требованию банка.

Одним из источников ликвидных средств может быть выпуск краткосрочных долговых обязательств фирмы (банки оказывают услуги по организации выпуска и размещению этих обязательств). Это весьма дорогая услуга (подходит крупным фирмам с устоявшейся репутацией), т.к. организация выпуска долговых обязательств требует времени. Наиболее важно здесь точно рассчитать время выпуска, объем и сроки реализации.

Седин Андрей, консультант группы компаний КРТ