Директор-Инфо №15'2002
Директор-Инфо №15'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Новости рынка продуктов

Андрей Кирсанов

Россия с понедельника сняла запрет на ввоз мяса птицы из США, введенный 10 марта. Одновременно, по словам вице-премьера, министра сельского хозяйства РФ А. Гордеева, ветеринарная служба запретила поставлять мясо из четырех штатов, в которых обнаружен вирус гриппа птицы. Плюс к этому из списка экспортеров были исключены 14 американских предприятий–производителей мяса птицы, в продукции которых обнаружены бактерии сальмонеллы. По словам министра, инспекция других предприятий будет продолжена. Однако заявление о продолжении проверки американских птицефабрик скорее объясняется желанием министерства придать пристойный вид своим действиям. Абсурдность ситуации заключается в том, что еще в конце прошлой недели руководство ветеринарной комиссии заявило о том, что запрет на импорт курятины не может быть пока отменен, т.к. американская сторона препятствует доступу российских экспертов к интересующим их документам, а также к портам отгрузки курятины, отправляемой на экспорт. После этого субботнее заявление министра сельского хозяйства кажется по меньшей мере странным. Если решение об отмене ограничений на импорт американской курятины было принято уже давно, то непонятно, почему российские власти тянули с фактической его отменой (установленный ранее премьер-министром срок отмены запрета пришелся на прошлую среду). Если же действительно имели место нарушения, выявленные ветеринарной службой, то вряд ли они смогли бы быть исправлены в течение одного–двух дней. В целом ситуация выглядит так, будто Минсельхоз абсолютно не интересуется собственным имиджем: спонтанное введение ограничений на импорт, а затем столь же поспешная и безосновательная их отмена делают сомнительными все заявления министерства о том, что оно заботится о действительной безопасности продуктов, поступающих в Россию. Вся эта история должна стать примером на будущее: попытки решить путем запретов на импорт какие-то конъюнктурные задачи оказались безуспешными, а доверие населения и иностранцев к деятельности государственных чиновников было подорвано.

Арбитражный суд г. Москвы признал законной продажу контрольного пакета акций кондитерского концерна «Бабаевский» компании «Амидис», аффилированной с менеджментом концерна. Иск о признании этой сделки ничтожной был подан немецкими кредиторами Инкомбанка. Они считают, что способ организации продажи пакета не дал возможности большинству потенциальных покупателей принять участие в аукционе, в результате чего пакет был продан по заведомо заниженной цене. Иностранные кредиторы заявляют о решимости продолжить борьбу в судах более высокой инстанции. Но шансов выиграть дело у них, похоже, немного.

Компания Mars приступила к реализации проекта общей стоимостью в 120 млн. долл. по производству жидких супов в Московской области. Базой для организации нового производства станет Луховицкий консервный завод, оборудование которого будет полностью обновлено. Всего на площадях завода планируется разместить три линии. Первая из них будет запущена уже в сентябре-октябре нынешнего года. Рынок жидких супов в настоящее время практически не освоен, хотя еще в советское время консервные заводы делали попытки выпускать такую продукцию. Но затем производство было свернуто из-за высокой трудоемкости и, как следствие, низкой рентабельности.

Хотя для Mars это тоже первая попытка производства жидких супов, у компании есть все шансы в случае достижения приемлемого уровня качества продукции потеснить на рынке традиционных производителей сухих супов. Однако очевиден и серьезный риск: если проект действительно окажется успешным, это привлечет к рынку жидких супов внимание потенциальных инвесторов. Возможный запуск простаивающих с советских времен мощностей по производству супов (прежде всего в средней полосе России) обострит конкуренцию на новом рынке.

Компания «Браво Интернешнл», производитель слабоалкогольных напитков и пива, обратилась с открытым письмом к Г. Грефу с просьбой рассмотреть вопрос о снижении пошлин на импорт алюминиевых банок (с 1 января 2002 г. вступили в действие новые тарифы, в соответствии с которыми стоимость таможенной очистки возросла почти вдвое). В росте импортных пошлин были заинтересованы два российских производителя алюминиевых банок — компании Rexam и РОСТАР, спрос на продукцию которых значительно вырос. Призывы пивоваров вряд ли будут услышаны. Это может привести к тому, что наметившийся в последнее время рост производства пива в алюминиевых банках приостановится, а пивные компании начнут активнее продвигать на рынок пиво в другой упаковке.

На прошлой неделе три крупнейших российских производителя мороженого «Айс-Фили», «Сервис-Холод» и «Коломенский хладокомбинат» объявили о создании единой структуры сбыта продукции. Новая компания получит название «Русский пломбир» и будет работать прежде всего в тех регионах России, где у компаний нет дилеров или дистрибьюторов. Хотя совместное продвижение продукции трех крупных производителей мороженого является несомненным шагом вперед, остается открытым вопрос о том, насколько эффективно будет работать вновь создаваемая компания. Опыт показывает, что собственные торговые подразделения российских производителей мороженого значительно уступают по уровню сервиса и эффективности независимым оптовым компаниям. Не случайно на московском рынке работают большей частью независимые продавцы.

Британская розничная сеть Tesco объявила о результатах своей деятельности в прошлом финансовом году, завершившемся в феврале. Чистая прибыль розничного оператора выросла в прошлом году на 15% и составила 1,2 млрд. долл. Однако стоит отметить, что при этом доходы от продаж в Великобритании выросли лишь на 9,1%, в то время как от продаж за рубежом — на 37%. В прошлом году компания открывала новые магазины в основном на относительно новых для себя рынках — в Таиланде, Венгрии, Южной Корее. Динамика роста доходов компании точно отражает сложившуюся на розничном рынке ситуацию: традиционные рынки приблизились или достигли своего насыщения, высокие темпы роста наблюдаются только на новых рынках (прежде всего России, Китая и Восточной Европы).

«Государственная инвестиционная корпорация» объявила о создании нового кондитерского холдинга. В него войдут АО «Красный Октябрь» и АО «Рот Фронт». Организация холдинга стала возможной после того, как консорциум инвесторов, в который входит «Госинкор-холдинг», стал владельцем более 30% акций «Красного Октября». «Госинкор-холдингу» уже принадлежит 51% акций «Рот Фронта». Скорее всего, объединение двух кондитерских фабрик, входящих в число лидеров отрасли (в частности, на долю группы «Красный Октябрь» приходится около 7% российского кондитерского рынка), состоялось при деятельном участии Правительства Москвы, которому принадлежат 23,4% акций «Рот Фронта» и 23,7% акций «Красного Октября». В настоящее время сложно оценить, насколько результативным окажется объединение: до сих пор компании были конкурентами. Возможно, слияние позволит сократить издержки производства. Однако для значительного повышения эффективности операций новой компании придется произвести ревизию торговых марок, чтобы активнее продвигать на рынок наиболее перспективные бренды.