Директор-Инфо №6'2002
Директор-Инфо №6'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




Пакеты упаковочные: бумажные упаковочные пакеты купить. .





 

О конфискации

Геннадий Мальцев

В Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) определены достаточно жесткие процессуальные сроки для того, чтобы должностные лица могли рассмотреть дело о нарушении таможенных правил и вынести по нему соответствующее постановление, а также для исполнения постановления. Например, согласно ст.378 ТК РФ, постановление о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, исполнению не подлежит. Но, конечно, на практике таможенные органы редко укладываются в полугодовой срок. Правда, если нарушитель выплатит штраф по прошествии шести месяцев, его никто останавливать не будет. Опытного предпринимателя, более-менее подкованного в области таможенного законодательства, который откажется платить, скорее всего, попытаются ввести в заблуждение или запугать. Например, скажут, что если штраф не будет уплачен, то в дальнейшем неприятности при оформлении товаров или транспортных средств ему обеспечены.

А если нарушитель все-таки не платит? Например, у него нет средств, ведь по некоторым статьям ТК РФ размер штрафа может достигать 300% от стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами правонарушения. По прошествии отведенного срока таможенные органы обнаруживают, что постановление вынесено, но не обращено к исполнению, более того, в деле нет и соответствующих документов о невозможности исполнения. Тогда принимаются экстренные меры. Но поскольку предприниматели в последнее время все чаще обращаются в суды за защитой своих прав, для таможенников перспективы взыскания «просроченного» штрафа сомнительны. А уж если бизнесмен «раздует» дело, то должностное лицо может получить и служебное взыскание, чреватое для него серьезными последствиями.

На местах законодательство игнорируют достаточно часто. Иногда соответствующие отделы таможен пытаются взыскивать штрафы по делам об административных правонарушениях даже по прошествии нескольких лет. Но если дело попадает в таможенное управление, то к решению этого вопроса отнесутся более ответственно и осторожно. Должностные лица таможенных управлений и ГТК считают, что если отведенные сроки к взысканию штрафа прошли, это не является обстоятельством, позволяющим нарушителю вовсе уйти от ответственности. В этом случае прикладывают все усилия к тому, чтобы взыскать с нарушителя хотя бы стоимость товаров или транспортных средств или применить конфискацию имущества. Тогда из дела могут изъять постановление о наложении штрафа, а само дело направить в суд.

Конфискация имущества за нарушение таможенных правил относится к дополнительным видам взысканий. В пп.4,6 ст.242 ТК РФ предусмотрено, что конфискации подлежат:

  • товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами НТП;
  • товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, которые используются для перемещения через таможенную границу РФ сокрытых предметов, являющихся непосредственными объектами НТП;
  • транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами НТП.

В отличие от прочих видов взысканий (штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом на определенные виды деятельности) взыскание в виде конфискации товаров и транспортных средств налагается на нарушителя только на основании соответствующего решения суда. Напомним, что ранее конфискация и взыскание стоимости применялись по решению таможенных органов. Если наряду со штрафом (основным видом наказания) применялась и конфискация (дополнительное наказание), то нарушители, конечно, имели возможность обжаловать постановления в суде, но этот путь защиты прав собственности был долгим и трудным.

Только после того, как Конституционный Суд (КС РФ) признал наложение взыскания в виде конфискации имущества не соответствующим Конституции РФ, участники ВЭД получили реальную возможность защищать свои права и интересы в судах еще на стадии назначения наказания. (С июля 2001 г. предусмотрен судебный порядок для наложения наказания в виде взыскания стоимости товаров и транспортных средств.)

Но зачастую сами судьи неправильно трактуют положения законодательства.

Пример. На основании постановления таможни лицо–участник ВЭД признается нарушителем таможенных правил, предусмотренных ст.279 ТК РФ «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств». В соответствии с этим постановлением таможни на нарушителя налагается штраф, а в качестве дополнительного взыскания — конфискация товара. Нарушитель считает, что таможенный орган не имел права налагать на него взыскание в виде конфискации, и обращается в арбитражный суд с иском к таможне о признании постановления по делу недействительным. Но вопреки его ожиданиям суд отказывает в иске. А апелляционная инстанция оставляет это решение без изменения.

Судьи, отказывая в иске, руководствовались тем, что материалы дела подтверждают НТП. При этом суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что гарантии права собственности, закрепленные в ст.35 Конституции РФ, предоставляются лишь в отношении того имущества, которое приобретено на законных основаниях. Судьи признали, что сам факт совершения НТП свидетельствует о том, что товар, который явился непосредственным объектом правонарушения, приобретен не на законных основаниях. Исходя из этого, было решено не распространять на товар гарантии, предусмотренные для защиты права собственности.

Только постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) предыдущие судебные решения были отменены, а постановление таможни в части конфискации товара было признано недействительным. ВАС РФ руководствовался тем, что предыдущие выводы судей были ошибочными, т.к. они неверно применили положения, закрепленные в Конституции, а также акты КС РФ. И вот почему. Во-первых, КС РФ однозначно высказался о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только по решению суда. Во-вторых, наличие в действиях лица–участника ВЭД состава таможенного правонарушения и оснований для конфискации вовсе не свидетельствуют о том, что недостоверно задекларированный товар был приобретен на незаконных основаниях1. В-третьих, поскольку конфискация была применена во внесудебном порядке, постановление таможни является незаконным.

Вопрос о конфискации имущества — объект пристального внимания и таможни, и судов, и участников ВЭД. Последний акт КС, посвященный вопросу применения конфискации имущества за НТП — Определение от 27.11.01 г. Этим Определением КС РФ в который раз попытался всем разъяснить, как нужно применять это взыскание. В частности, суд разрешил вопрос о том, могут ли товары и транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, быть конфискованы у лиц, которые приобрели это имущество в собственность, например, на основании договора купли-продажи. Если, с одной стороны, ГК РФ признает лица, которые приобрели такое имущество, добросовестными приобретателями. А с другой стороны, действует ТК РФ, указывающий, что запрещено пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Следовательно, любые сделки, заключенные вопреки запрету, не соответствуют требованиям закона.

КС РФ в резолютивной части определил, что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением таможенных правил, не могут быть конфискованы у лиц, приобретших эти товары, если эти лица не могли повлиять на соблюдение требований законодательства по перемещению имущества и, приобретая его, они не знали (и не должны были знать) о незаконности ввоза.

Если приобретатель имущества, заведомо происходящего из-за границы, не проявил должной осмотрительности, то его вина (в форме неосторожности) по делу об НТП может быть установлена. Но в любом случае, лишившись имущества и оплатив таможенные платежи, такой приобретатель может в гражданском порядке требовать возмещения понесенных им расходов у тех, у кого он приобрел имущество. Заметим, что из-за схем, по которым действуют, например, автосалоны-«однодневки» взыскать с продавца хоть что-то представляется проблематичным. Поэтому через некоторое время этот автосалон, оформленный на утерянный паспорт, будет действовать в соседнем городе под другим именем.

Нужно отнестись критически и к предложениям о продаже имущества по цене значительно ниже рыночной, особенно если последняя зафиксирована в документах (например в договоре). В противном случае покупателя могут признать виновным в НТП и в принудительном порядке (конфискацией объекта договора купли-продажи) взыскать все то, что недополучил бюджет. По имеющейся информации, таможенные органы на местах получили указание не взыскивать с физических лиц пени за просрочку уплаты таможенных платежей. Обычно таможенные органы ограничиваются небольшим штрафом и теми суммами, которые должны были быть уплачены. На юридические лица, особенно кредитоспособные, данное указание не распространяется.

К началу 2001 г.2 таможенные органы вполне оправились после первого шока от постановлений и определений КС РФ, предписывающих судебную процедуру назначения взыскания в виде конфискации товаров или транспортных средств. Еще два-три года назад представленные таможней дела об НТП в судах разваливались сами по себе из-за того, что должностные лица допускали многочисленные нарушения. Они рассматривались очень долго, т.к. постоянно не хватало необходимых документов, которые таинственным образом «возникали» только после того, как суд обращал внимание на их отсутствие. Некоторые протоколы и постановления таможни были оформлены с такими нарушениями законодательства, что приводили в шоковое состояние видавших виды судей.

С одной стороны, таможня обязана регулярно пополнять бюджет России. С другой, согласно ТК РФ, таможня выявляет НТП, проводит по нему расследование, рассматривает дело и назначает наказание. При этом часто грубейшим образом нарушаются права лиц, привлекаемых к ответственности. Например, должностное лицо «забывает» приобщить к делу представленные нарушителем доказательства, смягчающие ответственность или свидетельствующие о малозначительности правонарушения. Нередко к ответственности привлекаются участники ВЭД, в действиях которых полностью отсутствует состав правонарушения. Бывает, что постановление о признании виновным в нарушении принимается только на основании косвенных доказательств.

Теперь предметом гордости таможен является количество дел не только заведенных, переданных в суд и рассмотренных судом с вынесением решения о конфискации товаров или транспортных средств. Особым «шиком» считается отчитаться о большом количестве дел, по которым суд назначил не только конфискацию, но и наложил штраф. Этот показатель таможенное начальство выделяет отдельной строкой. И вот почему:

1. Известно, что ТК РФ предписывает жесткие процессуальные сроки не только для обращения взыскания к исполнению. Согласно ч.1 ст.247 ТК РФ, взыскание в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии, квалификационного аттестата может быть наложено на физическое или должностное лицо не позднее двух месяцев со дня обнаружения НТП. Что касается предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения. Конечно, когда только таможня рассматривает НТП, нет и речи о том, чтобы соблюсти эти сроки. Большинство необходимых действий и документов оформляются «задним числом».

2. Рассмотрение в первой инстанции дела об одном и том же правонарушении, за которое могут быть назначены два наказания (основное — штраф и дополнительное — конфискация), несколькими органами недопустимо. Это значит, что таможня не может, рассмотрев дело об НТП, наложить на нарушителя штраф и сразу передать дело в суд для назначения конфискации. Дело об НТП, по которому в качестве дополнительного наказания может быть назначена конфискация товара, суд должен рассмотреть в полном объеме и при установлении состава правонарушения решить вопрос о применении как основного, так и дополнительного наказания.

Но на практике такое положение применяется не всегда и не везде. Один судья откажет таможне в рассмотрении дела о применении конфискации, если по нему уже вынесено постановление о наложении штрафа. Другой судья примет такое дело и назначит в качестве дополнительного взыскания конфискацию, при этом еще и сошлется в решении на постановление таможни. Третий вообще не примет дело, если постановление таможни о наложении штрафа не вынесено.

Таможенное законодательство предусматривает возможность заведения дела об НТП в отношении неустановленного лица, ведения производства по этому делу и его рассмотрения с вынесением соответствующего постановления. Одним из них может стать постановление о наложении взыскания. Согласно ст.380 ТК РФ, конфискация товаров как мера взыскания за НТП производится независимо от того, являются ли товары собственностью лица, совершившего правонарушение, или нет, и независимо от того, установлено это лицо или нет. Нередко установить лицо, совершившее таможенное правонарушение, невозможно, но при этом факт правонарушения установлен. При производстве по делам об НТП с неустановленным правонарушителем таможенные органы могут допустить небрежность, которая приводит к неполному и одностороннему расследованию. Руководствуются при этом одним соображением: нарушителя нет, значит, нет и его представителей и адвокатов. Но если возникает необходимость в конфискации имущества по таким делам, которое надо как-то оприходовать, таможня обращается в суды. Суды не всякий раз берутся за подобные дела, случаются отказы из-за отсутствия установленного субъекта правонарушения. Специальным предписанием вышестоящих органов установлено, что всякий раз, получив отказ в рассмотрении дела по данному основанию, должностные лица обязаны принимать меры для обжалования определений судов.

Судебная процедура принятия решения о конфискации имущества предусматривает состязательность и равноправие сторон, а также назначение наказания, соразмерного тяжести нарушения.

Кроме того, суды обязаны при принятии решений о назначении дополнительного наказания в виде конфискации учитывать не только обстоятельства совершения НТП и рассматривать доказательства, представленные сторонами, но и руководствоваться процессуальными сроками. Если по прошествии более трех лет со дня совершения таможенного правонарушения таможня обратится в суд с требованием о наложении взыскания в виде конфискации имущества (или взыскания стоимости), суд должен отказать в его удовлетворении3.

Судьи должны тщательно изучить процессуальные документы, составленные таможенными органами. Например, если в деле не будет протокола об НТП, фиксирующего сам факт правонарушения, то суд, в отличие от некоторых должностных лиц таможен, не примет во внимание служебную записку, в которой отражен факт НТП, и не вынесет противозаконного решения. Более того, если на основании такого документа таможня возбудила и рассмотрела дело об НТП и по нему было вынесено решение о наложении штрафа, то суд даже при отсутствии заявления лица, признанного нарушителем таможенных правил, может признать это постановление незаконным и не подлежащим исполнению. Такое же решение может быть вынесено и вышестоящим органом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об НТП или по протесту прокуратуры.

В п.2 ст.5 Закона «Об исполнительном производстве» оговорена возможность исполнения судебных актов другими органами, кроме органов принудительного исполнения (служб судебных приставов). Ст.380 ТК РФ также предусматривает возможность исполнения постановления о конфискации таможенным органом. Исключение составляют случаи принудительного исполнения. Следовательно, если имущество, подлежащее конфискации, находится в распоряжении таможенного органа (оно было изъято или на него был наложен арест), исполнение осуществляют таможенные органы.

Таможня бьет тревогу

Еще летом российские таможни легко отказывали в возбуждении дел и прекращали заведенные дела из-за истечения сроков давности, отведенных для наложения взыскания по делам об НТП. Теперь наступают последствия этого. План по пополнению бюджета выполняется с трудом. В конце ноября прошлого года ГТК, наконец, спохватился и официально выразил обеспокоенность сложившейся практикой прекращения таможенными органами производства по делам о нарушении таможенных правил (НТП) и возросшим количеством отказов в заведении дел об НТП.

Следует заметить, что не все дела были прекращены. По многим делам таможенники «бились до последнего», понуждая нарушителя понести заслуженное наказание. Должностные лица Центрального таможенного управления (ЦТУ) совместно с другими таможнями все-таки продолжали производство в отношении наиболее злостных нарушителей даже вопреки требованиям законодательства. Были даже предприняты попытки подвести некоторые «зависшие» административные дела об НТП под действия, предусмотренные УК РФ, поскольку срок давности по УК РФ обычно выше отведенных трех лет.

ГТК приказал повторно изучить все дела, производство по которым было прекращено или в возбуждении которых было отказано. Поэтому участники ВЭД, успокоившиеся было в связи с прекращением дела, опять стали объектом пристального внимания со стороны таможенных органов. Отведенный на это срок истекает 1 марта 2002 г. Требуется детально изучить все дела и устанавливать, нет ли составов правонарушений, сроки по которым еще не истекли. Таможенники — народ подневольный. Если сказано собрать материал для возобновления дела или для его возбуждения, они это сделают.

Таможенникам предписано внимательно изучать факты и по возможности применять положения Таможенного кодекса о том, что срок наложения взыскания за НТП прерывается, если до истечения сроков привлечения к ответственности лицо совершит новое НТП. С момента обнаружения нового нарушения таможенных правил начинается исчисление нового срока. Даже если оснований для возобновления или возбуждения дела не будет найдено, такие материалы подлежат повторному контролю в другом подразделении. Расчет прост: одни два раза ничего не нашли, может, другие найдут на третий раз.

Перепроверке подлежат и платежи за товар. Приказано еще раз все пересчитать и найти ошибки. Если обнаружится неуплата, предписано срочно организовать взыскание самих платежей и пени по ним — 0,1% в день.

К должностным лицам, которые выносили необоснованные постановления, будут применены все возможные кары. Например, досрочная аттестация или снятие с занимаемой должности. ГТК прямо намекает на необходимость передачи в прокуратуру материалов для возбуждения уголовных дел в отношении особо провинившихся сотрудников.

Анализ ситуации показал следующее.

За 10 месяцев 2001 г. таможенные органы прекратили 1215 дел об НТП. Больше всех «отличилось» Центральное таможенное управление: прекращено 916 дел. Для сравнения: Южное таможенное управление (ЮТУ), занявшее вторую строчку рейтинга, прекратило только 112 дел. Остальные и того меньше, что вовсе не свидетельствует о том, что в других регионах было меньшее количество дел, по которым можно было прекратить производство.

Причинами прекращения дел об НТП официально являются, прежде всего, невыполнение должностными лицами предписаний о таможенном и валютном контроле, а также ненадлежащее выполнение ими своих должностных обязанностей. Почти в 77% прекращенных дел правонарушение должно было быть обнаружено еще до 1998 г., т.е. до истечения трехлетнего срока привлечения к дополнительной ответственности.

На втором месте обозначены волокита и отмена постановлений в связи с тем, что дела были рассмотрены односторонне и неполно — 11%.

На третьем месте — несовершенство законодательства, регулирующего отношения в рамках Таможенного союза России и Беларуси — чуть более 9%. В частности, прекращались дела, заведенные в отношении физических лиц и связанные с перемещением через границу легковых автомобилей.

Далее — опоздание с получением материалов от отечественных и иностранных правоохранительных органов по выявленным российскими таможенниками НТП, с момента совершения которых прошло 3 года.

И последнее. 1,4% дел об НТП были выявлены с трехлетним опозданием в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

ГТК обеспокоен и резко возросшим количеством постановлений с отказами в возбуждении дел об НТП. Их всего было вынесено 4706. И опять возглавляет список «провинившихся» ЦТУ. За ним замечено 4682 отказа. Затем следует ЮТУ — 20 отказов. Об остальных не стоит и упоминать.


1 Основания приобретения и прекращения права собственности устанавливает не таможенное, а гражданское законодательство. Сам факт декларирования, независимо от того, было оно достоверным или нет, права собственности не порождает и не прекращает.Возврат

2 За первые 6 месяцев 2001 г. таможенные органы регионов передали в суды 2948 дел об НТП для применения взыскания в виде конфискации. Суды рассмотрели 1882 дела. Наложено взысканий в виде конфискации по 1645 делам (87,4% от общего количества рассмотренных).Возврат

3 Постановление КС РФ от 27.04.01 г. признало не соответствующей Конституции РФ ч.2 ст.247 ТК РФ, позволяющую налагать взыскание в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств независимо от времени совершения или обнаружения НТП. До принятия закона, который установит соответствующие сроки, такие взыскания не могут налагаться позднее трех лет с момента НТП, а для длящегося правонарушения — с момента его обнаружения. С конца весны 2001 г. таможенные органы начали массовое прекращение дел об НТП, по которым истекли или истекали сроки давности.

Это же постановление признало положение ТК РФ, позволяющее налагать дополнительные взыскания без применения основных взысканий, соответствующим Конституции.Возврат