Директор-Инфо №5'2002
Директор-Инфо №5'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Новости естественных монополий

Олег Ордин

Правительство на своем заседании рассмотрело инвестиционную программу МПС на 2002 г. За ее рамки были вынесены многие амбициозные проекты (такие как установление железнодорожного сообщения Сахалина с материком). Капвложения определены в сумме 114 млрд. руб., что, по оценке фирмы Arthur Andersen, ниже величины необходимого финансирования в 1,7 раза. Увеличение тарифов планируется провести 15 февраля (на 16%), а в июне в рамках унификации тарифов — еще на 11%. Такая индексация стоимости грузоперевозок, по мнению Министерства экономического развития и торговли, приведет к росту потребительских цен не более чем на 0,9–1%.

Дальнейшее развитие получила ситуация с тарифами на электроэнергию. В конце прошлого года правительство установило лимит увеличения тарифов для естественных монополий, в том числе для РАО ЕЭС, на уровне 35%. Было также заявлено, что решение это не окончательное: правительство вернется к данному вопросу в начале года. Напомним: РАО ЕЭС первоначально предлагало повысить тарифы в два этапа: в феврале на 22% и в июле на 20%. В результате за год платежи потребителей за электроэнергию возросли бы на 35,5–36,5%.

После новогодних каникул правительство снова рассмотривало тарифный вопрос. Было сказано, что предельный рост цен на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, в 2002 г. может составить 32%. Руководство РАО ЕЭС возразило, что тогда на треть (до 15) возрастет число убыточных АО-энерго, а еще 16 АО-энерго (на 23% больше, чем в 2001 г.) станут низкорентабельными.

РАО ЕЭС подкрепляет свое требование о повышении тарифов доводами о более низких темпах роста стоимости энергии в предыдущие периоды. Хотя в течение 2001 г. при общей инфляции в 18% тарифы на электроэнергию выросли на 35,44%, это не могло компенсировать ранее накопленное отставание: за 1991–2001 гг. рост цен в промышленности опередил рост энерготарифов в 1,5 раза. При этом повышение цен на энергоносители (уголь, мазут, газ), без которых невозможна выработка электроэнергии и тепла, превысило рост стоимости электроэнергии в 2,8 раза. Особенно тяжелые времена для электроэнергетики настали после августа 1998 г., когда тарифы были заморожены на 1,5 года. Финансовое состояние отрасли резко ухудшилось: за 1993–2001 гг. средняя рентабельность энергопредприятий снизилась в 2 раза (с 24% до 12%), увеличилось число убыточных и низкорентабельных АО-энерго. Кроме того, по заявлениям руководства РАО ЕЭС, при действующем порядке тарифообразования корпорация не в состоянии ни полностью обеспечить финансирование инвестиционных проектов за счет собственных средств, ни привлечь сторонние инвестиции.

С помощью таких доводов РАО ЕЭС пыталось отстоять перед правительством план повышения тарифов. Но реальность оказалась еще более суровой. 24 января было принято решение увеличить в 2002 г. тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, всего на 24,1%, а абонентскую плату — на 31,5%. По оценке Минэкономразвития, для конечных потребителей стоимость электроэнергии возрастет лишь на 23,3%, а вклад повышения тарифов на электроэнергию в общий инфляционный фон составит 1,5%.

Абонентскую плату РАО ЕЭС уплачивают сегодня лишь подконтрольные холдингу структуры. Поэтому ее увеличение означает лишь перераспределение средств внутри холдинга. Правда, региональные компании могут потребовать от РЭК соответствующей компенсации через повышение розничных тарифов. Но, как показывает практика, сделать это зачастую оказывается еще труднее, чем добиться повышения тарифов на федеральном уровне.

Теперь энергетикам ничего не остается, как изыскивать внутренние резервы путем сокращения издержек и повышения эффективности работы. Руководство РАО ЕЭС заявляет, что уже по итогам 2001 г. фактическая экономия средств составила 10 млрд. руб. Чтобы выполнить намеченную инвестиционную программу, в этом году им, вероятно, придется сэкономить еще больше средств. Напомним, что первоначально РАО требовало 35,16 млрд. руб. для капитального строительства, однако ФЭК сократила эту сумму более чем в 2 раза, выделив лишь 16,7 млрд. руб.

По-видимому, правительство решило повышать эффективность электроэнергетики, посадив ее на голодный паек. Возможно, в краткосрочной перспективе в условиях, когда центральная власть достаточно укрепилась, а отраслевые лоббисты утратили былую мощь, такая стратегия сработает. Но в долгосрочном плане на это рассчитывать не приходится. Безусловно, электроэнергия в России, обладающей третью мировых запасов газа и являющейся одним из ведущих мировых экспортеров нефти, не может стоить столько же, сколько в Европе. Однако дешевизна энергии не создает стимулов для ее эффективного использования. Представляется, что без либерализации энергетического рынка в стране нельзя прийти к приемлемому для продавцов и покупателей уровню стоимости энергии.

Суммарное влияние роста тарифов естественных монополий на индекс потребительских цен, по данным правительства, в этом году предполагается в размере 3,3%, т.е. составит около 27,5% от планируемого роста цен (в 2000 г. — 13–14%, а в 2001 г. — 20–25%). Учитывая, что фактический уровень инфляции, по-видимому, превысит планируемый, можно предположить, что по итогам года оценка вклада роста тарифов в инфляцию будет на прошлогоднем уровне (20–22%).

По данным Госкомстата, на 21 января рост ИПЦ составил 1,7%. Это довольно много, но пессимистичные прогнозы пока преждевременны. На данный момент гораздо важнее понять, чем обусловлен быстрый рост цен.

Позиция Центрального банка известна: причина инфляции кроется в действиях Минфина, который в конце года тратит большие средства. При этом подразумевается, что ЦБ со своими обязанностями справляется: монетарная инфляция находится под контролем. Вне полного контроля властей разве что «аппетиты» монополистов; их-то все и пытаются уменьшить.

Куда приведет эта политика? Официальные данные: ограничение роста тарифов приведет к удержанию инфляции на запланированном уровне 12%. Однако неофициально редко когда называют темп роста цен меньше 15%. Такая оценка уже ближе к реальности. По-видимому, в экономических расчетах следует ориентироваться на уровень инфляции в 15–16%. Причин сохранения высокой скорости роста цен несколько: относительно высокая степень инфляционной инерционности российской экономики, стремление властей оказывать поддержку экспортерам за счет постепенной девальвации рубля, а также отсутствие в руках ЦБ действенных инструментов регулирования денежного предложения, кроме валютного рынка.

В связи с этим именно Центробанку необходимо вести более жесткую денежную политику: за декабрь денежная база выросла приблизительно на 8,8%. Такие скачки неминуемо приводят к ускорению роста цен. Видимо, это понимает руководство ЦБ, и в январе денежная база продолжает сокращаться. С 14 по 21 января 2002 г. ее объем уменьшился с 701,9 до 695,5 млрд. руб.