Директор-Инфо №4'2002
Директор-Инфо №4'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Учетная политика предприятия

Ирина Панина

Прибыль, показываемая в бухгалтерских отчетах, является субъективным показателем. Ее создают не рабочие, не менеджеры, не покупатели фирмы, а бухгалтеры. Именно от них зависит, как оценить в деньгах и представить сторонним лицам информацию о происходящих в организации хозяйственных процессах. Поэтому сумма прибыли во многом зависит не от величины торговой надбавки, не от суммы денег в кассе или на расчетном счете, а от момента демонстрации в учете хозяйственной операции, приносящей прибыль, от выбора тех параметров, которые следует считать прибылью фирмы — обязательства дебиторов или реальные деньги, от принятого варианта оценки расходов предприятия. Ибо его доходы всегда очевидны — это сумма полученной выручки, а вот расходы всегда сомнительны. То есть сумма прибыли зависит от методики бухгалтерского учета — конкретных способов его ведения.

Почему так важна учетная политика?

Как в теории, так и на практике всегда существуют различные варианты бухгалтерской методологии, позволяющие один и тот же факт хозяйственной жизни представить в учете совершенно по-разному. Так, предположим, некое торговое предприятие покупает партию товаров стоимостью 200 тыс. руб. и в течение определенного периода продает эти товары через розничную сеть. При этом общая сумма выручки от продажи партии — 240 тыс. руб. Однако за время реализации товаров в розницу оптовые цены возросли, и теперь эта партия товаров у поставщиков стоит 245 тыс. руб. Следовательно, чтобы продолжить деятельность хотя бы в том же объеме, предприятию придется затратить уже 245 тыс. руб.

Возникает вопрос: как оценить финансовый результат от операции по покупке и продаже товаров?

Если рассматривать прибыль просто как разницу между выручкой от продажи товаров и ценой, уплаченной за них поставщику, то очевидно, что операция была прибыльной и прибыль предприятия составила 40 тыс. руб. (240–200). Но если понимать прибыль как показатель, свидетельствующий о возможности продолжения деятельности и имеющихся перспективах расширения ее объемов, становится ясно, что организация работает в убыток, который составляет 5 тыс. руб. (240–245). Именно поэтому зачастую наблюдается «вымывание оборотных средств» при высокой рентабельности предприятия. На самом деле, если на первом варианте оценки прибыли основано ее налогообложение (государство не смущает эта нехватка), то второй вариант реально обрисовывает перспективы жизни организации и эффективен в целях управленческого учета — учета для менеджеров.

Таким образом, при использовании различных учетных методов один и тот же факт хозяйственной жизни может быть представлен то как прибыльная, то как убыточная операция. Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением организации, с одной стороны, и финансовым положением организации, демонстрируемым учредителям (участникам), потенциальным инвесторам и кредиторам — с другой.

Во всех этих случаях, изменяя учетную методологию в дозволенных законом рамках, можно выбрать наиболее выгодный для себя способ ведения учета — тот, который позволяет снизить налоговые платежи или достигнуть каких-либо иных целей, например приукрасить финансовое положение. Множество вариантов бухгалтерского учета тех или иных фактов хозяйственной жизни, существующее в теории, на практике всегда ограничивается предписаниями действующих нормативных документов.

Действующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает одновариантные или многовариантные предписания относительно методологии.

Одновариантное предписание означает, что нормативные документы устанавливают однозначные указания относительно порядка учета конкретных фактов хозяйственной жизни, обязательные для всех организаций. Здесь нет места «творчеству» бухгалтера. Нормативный документ как бы говорит: «Делай так», — и бухгалтер обязан подчиниться. Есть примеры, когда нормативные документы содержат несколько вариантов отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни (многовариантные предписания). При отражении конкретных фактов бухгалтер может выбирать и использовать какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия. Иногда нормативные документы вообще не дают конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов хозяйственной жизни. В п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 г. №60н, оговорено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету могут не учитывать специфики деятельности организации, не отвечать интересам пользователей бухгалтерской отчетности, не отражать в достаточной степени юридического или экономического содержания фактов хозяйственной жизни, затруднять анализ бухгалтерской отчетности и т.д. В такой ситуации бухгалтер может использовать возможности, предоставленные п.4 ст.13 Закона РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с ним в случаях, когда установленные правила учета не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, последняя может не применять соответствующие предписания, раскрывая факты таких «отступлений» и обосновывая их в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации.

Как сформировать учетную политику?

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики для целей налогообложения (и не только), применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и действуют для всех филиалов, представительств и иных подразделений организации, независимо от их местонахождения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

Однако руководство большинства организаций, от бизнесменов до бухгалтеров, не понимает значения и возможностей учетной политики и вместо того, чтобы формировать ее, использует стандартные формулировки приказа.

Поскольку по закону учетную политику должен утверждать руководитель предприятия, именно подпись руководителя делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Следует также учесть, что принятая в организации учетная политика, утвержденная в установленном Законом порядке приказом руководителя, является веским аргументом при защите интересов организации в спорах с налоговыми органами, поскольку нередко в налоговом законодательстве существуют противоречия по порядку учета того или иного объекта налогообложения. А в соответствии со ст.3 п.7 ч.1 Налогового кодекса РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

В случае изменения законодательства или применяемых методов учета организации вносятся изменения в порядок учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения. При этом в учетную политику для целей налогообложения приказом руководителя организации вносятся соответствующие изменения. Согласно п.12 ст.167 НК РФ, они вступают в силу только с года, следующего за изданием приказа. Таким образом, положения учетной политики для целей налогообложения могут изменяться не чаще одного раза в год. Это подтверждается и положениями ст.313 НК РФ, в которой указано, что любые изменения учетной политики для целей налогообложения должны применяться с начала нового налогового периода по налогу на прибыль, т.е. со следующего года.

Как уже не раз отмечалось, Налоговый кодекс и ПБУ говорят о двух видах учета. Какие преимущества дает это организации? Например, в учетной политике, формируемой для целей бухгалтерского учета при определении расходов при реализации имущества, можно принять метод «по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО)». Это позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды. В учетной политике для целей налогообложения законно применение метода «по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО)», что приведет к снижению налоговых платежей.

Предполагаем, что опытные бухгалтеры постараются максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетные политики. Однако и раздельный их учет дает ряд преимуществ — позволяет легально использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов.

Учетная политика и налоговый учет

С 01.01.02 г.вступает в действие гл.25 НК РФ, которая вводит понятие налогового учета. Теперь налогооблагаемую прибыль необходимо будет рассчитывать не по данным бухучета, а по данным специальных регистров налогового учета, которые придется вести налогоплательщику.

Согласно п.1 ст.248 НК РФ, доходы определяются на основе первичных документов и документов налогового учета. Налогоплательщик обязан утвердить приказом отдельную учетную политику для целей налогообложения, разработать и вести регистры налогового учета (они должны быть указаны в приложениях к упомянутой учетной политике). Аналитические регистры налогового учета могут вестись в виде разработочных таблиц, справок бухгалтера и других группировочных документов в бумажном или электронном виде и без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Аналитические регистры должны содержать информацию о хозяйственных операциях (дата, сумма, описание и т.п.) и их группировку для целей налогообложения (по отдельным статьям доходов и расходов).

Налоговый кодекс не содержит указаний на конкретную методику налогового учета. Налогоплательщик должен сам решить, как вести учет — по принципу двойной записи (в этом случае надлежит разработать рабочий план счетов с проводками) или по принципу «приход-расход» (по аналогии с предприятиями, перешедшими на упрощенный учет).

Поскольку налогооблагаемая прибыль будет считаться на основе данных не бухгалтерского учета, а «иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению» (т.е. на основе налогового учета), законодателям пришлось вносить в НК РФ свои собственные (налоговые) определения «доход» и «расход», предлагать свои методы амортизации, списания товаров и ведения аналитического учета расходов.

Так, в ст.251 и 270 разъясняется, что взнос в уставный капитал — это не доход, а денежные средства, переданные взаймы, — не расход, хотя из определений бухгалтерского учета это очевидно.

Доходы в налоговом, как и в бухгалтерском учете, определяются «по отгрузке» (п.1 ст.271 НК РФ), а затраты — по начислению (п.1 ст.272 НК РФ).

Однако организации, выручка которых без НДС и налога с продаж в среднем за четыре предыдущих квартала составила не более 1 млн. руб. в квартал, имеют право перейти на кассовый метод и определять доходы в налоговом учете по оплате.

Затраты для целей налогообложения при этом также признаются по оплате, кроме расходов на сырье и материалы (они списываются по мере передачи в производство) и амортизации (но амортизировать можно только оплаченное имущество).

Если у налогоплательщика, применяющего кассовый метод, в течение года средняя выручка за квартал превысит 1 млн. руб., он обязан перейти на метод начисления с начала этого года, т.е. задним числом.

Страховые взносы и взносы в негосударственные пенсионные фонды, подъемные работникам и компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях при любом методе определения доходов и расходов признаются только по факту оплаты. Под оплатой в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, признается уплата денежных средств и любые иные способы прекращения встречных обязательств покупателем перед продавцом.

Если организация определяет выручку для целей налогообложения по мере оплаты расчетных документов, происходит отсрочка уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В этом случае организация получает налоговую экономию вследствие того, что позднее уплачивает налог на прибыль.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанность организации представлять в территориальные налоговые органы учетную политику для целей налогообложения, утвержденную руководителем данной организации. Такая обязанность предусмотрена лишь в том случае, если организация решила перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, и, следовательно, организации надлежит уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию утвержденной учетной политики в целях налогообложения в налоговый орган по местонахождению организации, что позволит в дальнейшем уменьшить вероятность ошибок и недочетов и своевременно, еще до наступления нового налогового года, внести изменения.

Можно сделать следующие выводы. То или иное решение руководства предприятия по вопросам, носящим, на первый взгляд, чисто технический характер, может принести компании как значительный материальный ущерб, так и дополнительную прибыль. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учетной политики достаточно велико. Она — основа формирования всех остальных организационно-распорядительных документов предприятия. Руководителю следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики, т.к. от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.