Директор-Инфо №4'2002
Директор-Инфо №4'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Немыльная сага о мыле

Марьям Давлетьярова

Бенаквиста получил все мыслимые и немыслимые премии в области литературы, завоевал половину цивилизованного пространства потрясающим чувством юмора, отличным языком и способностью находить сюжеты и крайне запутанные интриги там, где их, кажется, в принципе быть не может. В итоге не знать, что новенького написал Тонино Бенаквиста, уже неприлично, даже если вы обитатель снежной России, где кроме медведей и Льва Толстого отродясь ничего не было. «С Тонино вы непременно должны познакомиться», — скажет вам каждый заезжий фирмач, и будет прав. Стыдно, батенька, увиливать от изучения исполинов мирового бестселлера. В конце концов, мы же вам не Серена Кьеркегора предлагаем!

«Сага» — роман о том, как четыре неудачника пишут никому не нужный сценарий мыльного телесериала, который идет в четыре утра, снимается за медные деньги, и только потому, что телеканалу нужно соблюсти квоту на французское кино в своем эфире. «Гребаные квоты! Французское кино! Если не считать вас, сценаристов, кого еще интересует французское кино? Да эту муру может написать кто угодно, даже моя кухарка!» — патетически восклицает генпродюсер канала и дает своим навязанным подопечным абсолютную свободу творчества. Ничем не сдерживаемый полет воображения четырех сценаристов выливается в бешеный успех сериала «Сага», который медленно, но верно продвигается с утреннего времени в прайм-тайм. От романа в 334 страницы нельзя оторваться. В нем есть все приметы: и времени, и телепроцесса, и кинопроизводства, и все или почти все литературные жанры: детектив, мемуары, биография, любовный роман, новый роман, сценарий, утопия, предсказание будущего (в романе, впервые опубликованном в 1998 г., описано падение нью-йоркских небоскребов) и даже есть немного готики, приправленной, кажется, известными бунтами французской молодежи шестидесятых годов. На первый взгляд, этакая мешанина обещает совершенно неудобоваримый сюжет. Тем не менее Тонино Бенаквиста удается справиться не только с героями, которых он после успеха «Саги» разбрасывает по всему миру и по тем самым вышеупомянутым литературным жанрам, но и со своим текстом. Взгляд бежит по строчкам легко и непринужденно, останавливаясь только на потенциальных цитатах, кои надо запомнить, чтобы прослыть не только всезнайкой (читай, энциклопедически образованным человеком), но и завзятым остроумцем: количество юмора на квадратный миллиметр текста превосходит нормы, введенные теми, кто был до Бенаквиста.

В романе последовательно появляются Стивен Спилберг, Сильвестр Сталлоне, которого здесь называют «по-нашему, по-простому» Слаем, Федерико Феллини и прочие звезды и звездочки мирового кинематографа. Что им делать в компании четырех неудачников, работающих за гроши, спросите вы. Дела находятся.