Директор-Инфо №3'2002
Директор-Инфо №3'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




ЭПРА OSRAM .





 

Переработка товаров на таможенной территории

Татьяна Качалина

Таможенный режим переработки товара на территории РФ — один из трех таможенных режимов переработки, предусмотренных Таможенным кодексом России (ТК РФ). Помимо него существуют режимы переработки на таможенной территории под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории (т.е. за пределами России). Переработка товаров на таможенной территории РФ проходит три этапа: ввоз товаров на территорию РФ, процесс переработки и вывоз за пределы страны.

Содержание таможенного режима

Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики. При помещении товара под этот режим предусматривается возврат ввозных таможенных пошлин и налогов, при условии вывоза с помещением под режим экспорта продуктов переработки.

Но не все товары могут быть помещены под действие этого режима. Кроме иностранных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, не может заявляться такой режим, например, для товаров, маркированных акцизными марками и специальными марками. Правда, этот запрет не действует в тех случаях, когда акцизные и специальные марки повреждены, причем таким способом, при котором исключено их повторное использование. Поврежденные марки необходимо сдавать в тот таможенный орган, который их выдал.

Важное условие ввоза товаров для переработки — возможность последующей идентификации этих товаров. Проблемы с идентификацией — препятствие для ввоза и переработки некоторых видов товаров. Например, в соответствии с приказом ГТК под действие рассматриваемого режима «…не может быть помещена электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также товары, продуктами переработки которых являются различные виды энергии, поскольку данные товары не могут быть идентифицированы».

Заявителю режима необходимо внимательно отнестись к требованиям таможни о способах идентификации товаров и, по возможности, следовать ее предписаниям. Если переработка товара осуществляется на одном или нескольких предприятиях-переработчиках, то в договорах с ними следует особо обозначить, каким образом будет обеспечиваться идентификация, как будет документально подтвержден контроль, оговорить размеры ответственности переработчиков за несоблюдение требований по идентификации. Кроме этого, в ряде случаев представителю заявителя целесообразно лично контролировать производство, следить за нормами расхода и выхода продукции.

Для изготовления любой единицы товарной продукции обязательно должны быть использованы именно ввезенные для переработки товары, а не те, которые были ввезены раньше, и не их отечественные и зарубежные российские аналоги. Российские товары (комплектующие, сырье и пр.) могут быть использованы только в дополнение к иностранным товарам.

ТК РФ и Приказы ГТК подробно регламентируют процедуру помещения товаров под действие режима переработки на таможенной территории. Но на практике возникают некоторые проблемы. В основном они касаются несоблюдения сроков действия лицензии и декларирования.

Пример. Стороны договорились, что российское предприятие производит ремонт транспортного средства, принадлежащего иностранному контрагенту. Заключили контракт. Чтобы грузовик не шел «порожняком», его владелец заключил договор перевозки с третьим лицом. На российской таможне перевозимый товар и само транспортное средство задекларировали. Но грузовик был задекларирован только как транспортное средство, используемое для международной перевозки товара. Между тем транспорт (автомобиль, самолет, корабль), направляющийся на ремонт, следует рассматривать не как транспортное средство (п.4 ст.18 ТК РФ), а как товар (п.1 ст.18 ТК РФ), т.к. в данном случае оно выступает не только как средство перевозки, но и как самостоятельный предмет переработки.

При таких обстоятельствах российское предприятие, осуществляющее ремонт транспортного средства, должно выступить заявителем таможенного режима переработки на таможенной территории РФ. Дело в том, что заявителем этого режима может быть только российское лицо, перемещающее товары для переработки. При обращении в таможню об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории заявитель должен иметь лицензию на такую переработку. Лицензию выдает таможенный орган, в регионе деятельности которого находится заявитель.

ТК РФ не устанавливает ограничений по видам сделок, в соответствии с которыми перемещаются товары, помещающиеся под таможенный режим переработки на таможенной территории, т.е. товар может быть помещен под этот режим независимо от вида сделки. Это может быть договор купли-продажи, мены или договор на переработку. Следовательно, товары могут помещаться под таможенный режим переработки на таможенной территории, если они были приобретены российским лицом в собственность. Для помещения товара под этот режим паспорта импортной сделки не требуется.

Операции по переработке товаров включают:

  • изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары. Отличительный признак этой операции — сохранение основных черт товаров для переработки и используемых российских товаров в товарной продукции;
  • собственно переработку и обработку товаров. Отличительный признак — потеря индивидуального характера товаров для переработки и используемых российских товаров;
  • ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок. Отличительный признак — восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации;
  • использование некоторых товаров, содействующих производству продуктов переработки или облегчающих его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Отличительный признак такой операции — использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции. Эти товары должны полностью или частично потребляться в процессе переработки. К ним, например, относятся: катализаторы, флюсы, электроды, присадки.

К операциям по переработке товаров не относятся:

  • упаковка, расфасовка и сортировка товаров;
  • получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
  • выращивание деревьев и растений, сбор грибов и растений;
  • добыча полезных ископаемых;
  • охота и лов рыбы, ракообразных и моллюсков;
  • обеспечение сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
  • подготовка товаров к продаже и транспортировке;
  • копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
  • получение электрической, тепловой и других видов энергии;
  • использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (например, оборудование, станки, приспособления и т.д.).

Лицензия на переработку товаров на таможенной территории

Переработка товаров на таможенной территории производится только при наличии лицензии, которую выдает российскому лицу таможенный орган РФ в соответствии с порядком, утвержденным ГТК. Первый экземпляр лицензии получает заявитель режима (его представитель), а второй остается в таможенном органе для контроля. Впрочем, контроль этот, как правило, носит эпизодический характер. Поэтому если на таможне случайно обнаружат, что товар был ввезен для переработки, срок действия лицензии давно закончился, а продукция не вывезена… Исходя из имеющихся материалов дело об НТП за давностью могут и не заводить. Но если срок давности не истек, взыскание на нарушителя будет наложено «по полной программе».

Таможня выдаст заявителю лицензию, если:

  • для изготовления товарной продукции используются товары для переработки (в дополнение к ним могут быть использованы российские товары);
  • товары для переработки могут быть идентифицированы в продуктах переработки, кроме специально определенных случаев;
  • переработка способствует вывозу продуктов переработки, использованию производственных мощностей в РФ.

В лицензии указываются:

  • срок действия;
  • товары для переработки (с кодами по ТН ВЭД России);
  • используемые российские товары (с кодами по ТН ВЭД России);
  • получаемые продукты переработки (с кодами по ТН ВЭД России);
  • судьба отходов и остатков (под какой таможенный режим они будут помещены);
  • производственные потери;
  • нормы расхода ввозимых товаров (нормы выхода товарной продукции);
  • описание производственного процесса.

Если указанное в лицензии количество продуктов переработки не совпадет с фактическим, в отношении нарушителя, скорее всего, будет возбуждено дело об НТП.

Пример. АО заключило договор на переработку товара. Иностранный партнер предоставил АО материал для пошива верхней одежды. Стороны определили нормы расхода материала исходя из того, что АО будет шить подростковую одежду. Таможенный орган указал в лицензии нормы выхода продукции. В реальности нормы выхода оказались несколько ниже, т.к. после того как товар был ввезен, руководство АО получило указание о пошиве верхней одежды иных, чем это было предусмотрено, моделей. В результате существенно увеличился расход материала. На АО был наложен штраф.

Если отходы не будут вывезены с таможенной территории РФ, в лицензии должно быть указано, что они помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Если получающиеся при переработке отходы относятся к товарам, запрещенным к ввозу на таможенную территорию России, лицензия может быть выдана, если заявитель обязуется вывезти эти отходы.

Для получения лицензии на переработку заявитель должен обратиться с письменным заявлением (по установленной форме) в региональный таможенный орган.

В заявлении указываются:

  • наименование товаров для переработки;
  • будут ли использоваться российские товары и какие;
  • продукция, которая будет получена в результате переработки;
  • вероятные отходы и производственные потери;
  • при необходимости — описание производственного процесса изготовления товарной продукции с указанием основных технологических процессов;
  • расчет сроков переработки и норм выхода (расхода);
  • будущие действия заявителя с полученными отходами и остатками (их вывоз с территории РФ в соответствии с режимом экспорта или помещение под действие режима выпуска в свободное обращение).

Таможенный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок до 30 дней со дня получения всех необходимых документов. Общий срок рассмотрения заявления не должен превышать двух месяцев. Решение оформляется в письменной форме. Следует особо оговорить, что срок подачи документов для получения лицензии не является сроком получения таможенным органом необходимых документов. Например, если должностное лицо сочтет, что некоторые сведения, указанные заявителем, необходимо уточнить или перепроверить, в различных инстанциях запрашивается дополнительная информация о заявителе, переработчике, технологии производства, обычных нормах расхода, характере отходов и пр. Поэтому за получением лицензии необходимо обращаться заранее.

В ряде случаев таможенный орган обращается за проведением технологической экспертизы, проводимой с целью определения возможности помещения товара под таможенный режим переработки на таможенной территории РФ. Эксперты устанавливают:

  • нормы выхода продуктов переработки при переработке определенного вида сырья;
  • расход сырья при получении определенного продукта;
  • какое сырье используется в процессе переработки;
  • является ли процесс переработки непрерывным технологическим процессом;
  • место происхождения товара;
  • технологию производства представленного товара.

Сроки переработки товаров на таможенной территории

Переработка товаров на таможенной территории должна производиться в сроки, установленные таможенным органом РФ. Порядок исчисления сроков определен ГТК. Предельный срок переработки любых товаров (за исключением изготовления новых речных и морских судов) — 12 месяцев. Предельный срок при изготовлении новых речных, морских судов — 18 месяцев.

Переработка товаров на таможенной территории производится в сроки, установленные таможней, выдавшей лицензию на переработку, с учетом продолжительности производственного процесса по изготовлению товарной продукции. Срок переработки указывается в лицензии и является сроком действия лицензии. Он включает в себя время, необходимое:

  • для таможенного оформления ввозимых товаров;
  • для их переработки (до полного изготовления товарной продукции);
  • для фактического вывоза продуктов переработки и остатков;
  • для фактического вывоза товарной продукции и помещения отходов под режим выпуска для свободного обращения;
  • для помещения остатков под таможенные режимы.

Вывоз товарной продукции должен осуществляться в соответствии с режимом экспорта.

Для продления срока переработки заявитель режима должен обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с письменным заявлением. В нем необходимо указать причины, вызывающие необходимость продления срока, и определить время, необходимое для завершения переработки. ГТК установил срок для такого обращения — 10 дней. На практике обычно требуется более длительный срок. Надо учитывать, что такое заявление должно быть соответствующим образом зарегистрировано, передано на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, которому также потребуется определенное время для изучения обстоятельств дела, принятия решения и оформления всех документов. Таможенникам редко удается уложиться в предписанный ГТК 10-дневный срок. Кроме того, таможня может запросить дополнительные документы и сведения (техническую документацию, обоснования увеличения сроков переработки и т.д.). Тогда срок рассмотрения обращения исчисляется только со дня представления таких документов и сведений.

Если же срок действия лицензии официально еще не продлен, хотя заявитель и обратился в таможню, у него могут возникнуть серьезные осложнения. Например, другой отдел того же таможенного органа может возбудить в отношении заявителя дело о нарушении таможенных правил. Придется приложить немало усилий, чтобы прекратить производство по делу и отменить вынесенные постановления, доказывая отсутствие состава правонарушения. Возникают серьезные проблемы с вывозом продуктов переработки и возвращением перечисленных платежей. Чтобы избежать их, заявитель режима должен обращаться с просьбой о продлении срока действия лицензии хотя бы за месяц (лучше за два) до истечения определенного в лицензии срока.

Таможня, выдавшая лицензию, после рассмотрения обращения принимает решение о продлении срока переработки и определяет новую дату окончания действия лицензии, если общий срок переработки (с учетом продления) не превышает предельно установленный. Предельный срок переработки может быть продлен только ГТК на основании мотивированного обращения заявителя. В этом заявлении указывается дополнительное время на переработку.

К заявлению, составленному по установленной форме, обязательно должны прилагаться следующие документы:

  • копия лицензии на переработку;
  • заключение таможни, выдавшей эту лицензию, о целесообразности продления срока.

При обращении в таможенный орган заявитель должен проверить, что в заключении правильно и полно отражены все сведения. Он обязан указать сведения, необходимые для того, чтобы определить, на сколько процентов выполнена лицензия по ввозу товаров. Подобные сведения должны отражаться в заключении. Их достоверность может быть проверена таможней. Если часть продуктов переработки уже была вывезена или помещена под действие иного режима, эти сведения также отражаются в заключении.

Обращение в ГТК России должно быть представлено не позднее 45 дней до истечения срока действия лицензии. Решение о продлении сроков переработки нефти, нефтепродуктов, товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря принимает заместитель Председателя ГТК России. В остальных случаях решение о продлении сроков переработки принимает Управление организации таможенного контроля ГТК России.

Подача заявителем обращения в таможню с просьбой о продлении сроков переработки не прерывает и не приостанавливает срок переработки товаров, указанный в лицензии.

Иногда задержки с переработкой бывают вызваны объективными причинами, например при вынужденном простое (не поступили вовремя другие товары, необходимые для переработки) или при забастовке, стихийном бедствии, аварии на производстве, запрете, наложенном органами санэпиднадзора и т.д. В подобных ситуациях заявителю режима необходимо позаботиться о том, чтобы были собраны все доказательства наступления и действия таких обстоятельств, а также действий, направленных на их ликвидацию, для предоставления в таможенный орган. Это могут быть справки, акты, протоколы и другие документы, выданные государственными и коммерческими органами и организациями (справка об аварии, заключение экспертов, справка, выданная страховой компанией и т.п.). Такие доказательства могут оказаться решающими при рассмотрении вопросов о продлении срока действия лицензии или при назначении наказания по делу об НТП.

Если заявитель не успел завершить действие таможенного режима до истечения срока переработки, он вправе обратиться с просьбой о его продлении. Но его заявление будет рассмотрено и по нему будет принято решение только после того, как заявитель режима будет привлечен к ответственности и наложенное взыскание будет исполнено. Впрочем, если между последним днем действия лицензии и днем подачи заявления о продлении прошло всего несколько суток, дело об НТП может не возбуждаться или может быть прекращено в виду малозначительности. Если должностное лицо сочтет, что взыскание все-таки необходимо наложить, то, скорее всего, его размер будет ниже низшего предела. В любом случае потери времени могут вылиться в большие материальные затраты, в том числе на хранение товара или на компенсации за нарушение сроков по договорам, заключенным с иностранными партнерами.

Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов

Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта производят таможенные органы РФ при условии соблюдения положений действующего законодательства.

Подлежат возврату:

  • ввозные таможенные пошлины;
  • налоги, фактически уплаченные за товары для переработки при их помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории, если товарная продукция была вывезена с территории РФ в соответствии с режимом экспорта.

Чтобы пошлины и уплаченные налоги были возвращены, все указанные выше действия должны быть осуществлены:

  • в течение срока действия лицензии;
  • не позднее двух лет со дня перемещения товаров для переработки через таможенную границу РФ (этим днем считается день фактического пересечения таможенной границы).

Такой же порядок возвращения платежей и налогов предусмотрен и при вывозе каждой отдельной партии товарной продукции, и при вывозе остатков ввезенного для переработки товара.

Возврат фактически уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов по письменному обращению заявителя или лица, уплатившего платежи при таможенном оформлении товаров для переработки, производит таможня, на счет которой указанные денежные средства были внесены.

Бывает, что таможенное оформление ввозимых для переработки товаров производилось не в том таможенном органе, который выдал лицензию. Например, заявитель режима получает лицензию в том органе, в зоне действия которого он находится, а в качестве таможни места назначения товара (т.е. таможни, оформляющей товар) указывается таможня предприятия-переработчика. В этом случае к обращению по возврату денежных средств должны быть приложены следующие документы:

  • заключение таможни, выдавшей лицензию, о возврате денежных средств;
  • копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), по которым проводилось таможенное оформление товаров для переработки.

В свою очередь, чтобы получить на таможне, выдавшей лицензию, указанное заключение, необходимо заблаговременно обратиться туда с письменным заявлением, предоставив копии всех ГТД. Все сведения подлежат проверке. Если окажется, что в базе данных по недосмотру таможни места отправления товарной продукции этот товар числится как невывезенный, может пройти несколько недель, прежде чем два таможенных органа обменяются запросами и ответами.

Вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта с таможенной территории РФ продукты переработки и остатки освобождаются от вывозных таможенных пошлин, налогов.

Заявитель несет ответственность за несоблюдение условий использования таможенного режима,в частности, за:

  • нарушение порядка переработки объектов переработки (ст.268 ТК РФ);
  • неправомерные операции с товарами, помещенными под таможенный режим переработки на таможенной территории (ст.273 ТК РФ);
  • изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств идентификации (ст.261 ТК РФ).