Директор-Инфо №2'2002
Директор-Инфо №2'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Новости рынка продуктов

Сахар

За последние полгода цены на сахар подросли до максимального уровня и составляют около 175 долл. за тонну тростникового сахара-сырца по мартовским фьючерсным контрактам нью-йоркской биржи NYBOT. Рафинированный белый сахар в Лондоне подорожал до 255 долл. за тонну. Согласно Минсельхозу США (USDA), общемировое производство сахара в нынешнем сезоне составит только 126,8 млн. тонн, что меньше прошлогоднего объема в 129,7 млн. тонн. Потребление прогнозируется на уровне 130,7 млн. тонн, что приведет к уменьшению переходящих запасов продукта на 4,9 млн. тонн. Объем переходящих запасов на конец III квартала прогнозируется в 29,8 млн. тонн — минимальный за последние четыре года. Участники рынка сходятся во мнении, что в первой половине нынешнего года предложение будет ограничено. Евросоюз — второй в мире экспортер сахара после Бразилии. Но из-за плохой погоды во Франции и Великобритании сократится объем производства сахарной свеклы. В результате прогнозируется снижение урожая в регионе на 10%, до 16,2 млн. тонн.

В самой Бразилии урожай увеличится на 15% по сравнению с прошлогодним и составит около 19,75 млн. тонн. В этой стране выращивают не свеклу, а тростник, получая два урожая ежегодно. Небольшой урожай собирают в апреле, а основной — в период с июня по октябрь. Однако до новых урожаев в Бразилии еще надо дожить. От урожая прошлого года уже мало что осталось. В ноябре Бразилия экспортировала сахара-сырца на 47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а в декабре — на 18%. Таким образом, предложение качественного сырца на рынке ограничено, и это способствует росту цен. Увеличение бразильского урожая в этом году будет компенсировано снижением индийского. По прогнозам, он упадет на 2 млн. тонн и составит 18,35 млн. тонн.

Импортер сахара №1 в мире — Российская Федерация, ввозящая ежегодно около 5 млн. тонн, при том что объем «свободного» мирового рынка составляет 35 млн. тонн. Остальное количество сахара потребляется в тех же странах, где и выращивается, либо реализуется в рамках долгосрочных соглашений. После фактической остановки поставок с Кубы по межправительственным соглашениям отечественные компании закупают основную массу импортируемого сахара на свободном рынке. При этом с Кубы все равно идет значительное количество сахара, но продавцами выступают крупные международные торговые дома (вроде английского ED&F Man), прибравшие к рукам торговлю. Также поставки в Россию идут из Бразилии, а в последнее время — из Таиланда. Потребление сахара в России в целом увеличивается, отражая рост покупательской способности населения по мере улучшения экономической ситуации в стране. Другие крупные импортеры — страны Ближнего Востока. Такие страны как Египет, Сирия и т.д. регулярно объявляют тендеры на поставку десятков тысяч тонн сахара, последние были объявлены в начале этого месяца.

Сахар — очень распространенный продукт питания, его промышленным производством занимаются в 121 стране мира. В качестве сырья используется сахарный тростник или свекла. Выращивание сахарной свеклы неконкурентоспособно по сравнению с тростником и поддерживается во всех развитых странах посредством дотаций и таможенных пошлин. В тех же Соединенных Штатах правительство гарантирует минимальную закупочную цену в 500 долл. за тонну свекловичного сахара. Чтобы не допустить затоваривания внутреннего рынка, импорт квотирован. Объемы квот расписаны между 41 страной и составляют на этот год 1,255 млн. тонн. У российского правительства средств на поддержку отечественной индустрии сахарной свеклы нет, а импортные квоты продаются с аукциона. Квота на нынешний год установлена в размере 3,65 млн. тонн. Вне квот также можно ввозить сахар, но тогда резко увеличивается таможенная пошлина.

Можно предположить, что в ближайшее время мировые цены на сахар-сырец будут оставаться в диапазоне 160–190 долл. за тонну. Поддержку оказывает текущий дефицит предложения высококачественного сырья из Бразилии, а сопротивление — ожидаемые в будущем урожаи.

 

Олег Янкелев, Olegya@ifs.ru, Институт финансовых исследований, http://www.ifs.ru

Ликероводочные изделия

В борьбе за спорные водочные торговые знаки государство решило применить тактику, использовавшуюся ранее нынешними владельцами компании ЗАО «Союзплодимпорт». Премьер-министр России М.Касьянов 29 декабря 2001 г. подписал распоряжение о создании федерального казенного предприятия «Союзплодимпорт». Предполагается, что эта компания будет находиться в ведении Минсельхоза. На первый взгляд, создание еще одного государственного предприятия, управляющего алкогольными активами государства, выглядит не очень логичным шагом. Однако в нынешней ситуации государство, по-видимому, хочет переиграть частную компанию на ее собственном поле — попытаться запутать суд, вовлекая в судебный процесс все большее число одноименных предприятий, имеющих различную правовую форму. Есть основания полагать, что государству удастся формально закрепить за собой контроль над водочными брендами. Однако это вряд ли способно приостановить деятельность ЗАО «Союзплодимпорт» по розливу водки под спорными торговыми знаками на заводах, принадлежащих компании. Скорее всего, спор за эксклюзивное право выпускать водку под всемирно известными брендами будет продолжаться в течение многих лет.

Кондитерские изделия

Американская компания Kraft Foods завершила приобретение бизнеса германской Stollwerk на территории России и Польши. Среди активов компании Stollwerk наибольший интерес представляет шоколадная фабрика в Покрове, на которой выпускается шоколад под известными в России торговыми марками — «Воздушный», «Альпен Голд» и «Покров». Кроме продолжения выпуска широко известной продукции компания планирует наладить выпуск на этой фабрике более дорогих шоколадных конфет под собственными брендами — «Mozart» и «Tablerone». Появление у компании возможности выпускать продукцию под собственными торговыми марками в России скорее всего позволит ей значительно расширить свое присутствие на рынке. До сих пор вся продукция компании за исключением растворимого кофе импортировалась и не могла составить серьезной конкуренции российским и иностранным производителям, имеющим собственные производственные мощности в России.